ЧТО НАС ДЕЛАЕТ ЛЮДЬМИ

Может быть, это и вправду так: труд сделал человека человеком. Но современным человеком, истинно homo sapiens, кем мы и являемся, нас сделало искусство. Начиная от той самой пещерной живописи.

Прекрасное так же необходимо человеку в жизни, как еда и питье. Без созерцания прекрасного, без вбирания его слухом, глазами – будь то музыка, поэзия, архитектура и т.д. и т. д. – мир не тускнеет и блекнет, а сворачивается свитком и закрывается от нас, между нами и ним воздвигается непреодолимая преграда, а мы не можем понять свое место в нем, теряем ощущение пути и захлопываемся в своем животном естестве. Вернее, так: схлопываемся до него.

Наскальная живопись. Испания. Пещера Альтамира
Наскальная живопись. Испания. Пещера Альтамира

Не исключено, что понимание Божественного начала всего сущего развилось именно из чувства прекрасного, дарованного нам так же, как чувство жажды и голода. Потому что нельзя не прийти к этому пониманию, вглядываясь в тот прекрасный мир, что окружает нас, и постигая его основы. Открытие золотого сечения – что за гениальное прозрение. Способ перевода устной, звучащей речи в письменную – какое великое изобретение. Пять линеек нотного стана с его диезами и бемолями, позволяющими записывать и сохранять для поколений музыкальные сочинения гигантов и просто творцов – не чудо ли?

Вся человеческая культура – это порождение изначально вложенного в нас чувства прекрасного. И, собственно, человеческая история – это не история войн, как нам то представляют учебники истории, а история развития культуры.

И когда сухие строчки бюджета свидетельствуют, что расходы на «войну» повышаются, а на культуру – наоборот, понижаются, и понижаются критически, это свидетельство обратного движения: от homo sapiens к homo animalis.

Нас готовят к пещерам? Или того хуже, к разбожествлению?