Оф. споттинг в Омске №5

31.07.2018

Неделю назад, 24 июля 2018, Омский аэропорт провёл традиционный ежегодный споттинг. Он выдался юбилейным — пятым по счёту в летоисчеслении аэропорта. И вторым на моём личном счёте. В прошлом году я уже гулял по этому перрону, наслаждаясь видами на город, живописным рассветом и прекрасной компанией, поэтому вопроса о том, стоит ли ехать сюда снова, даже не стояло.

Любой споттинг начинается с трансфера до споттинга. Я выбрал самый любимый — самолёт, конечно же. Из Новосибирска в Омск ежедневно выполняется вечерний рейс S7, это единственный вариант. В этом году мне даже повезло и его не отменили (в прошлом это произошло из-за того, что рейс только открыли и заполняемость была довольно таки скудная):-)

Предполагая, что в работе будет дефолтная ВПП 25, я взял место справа по борту в надежде заснять кого-нибудь из споттеров на самой мейнстримной точке, которая видна при выруливании борта на сию полосу (ну и чтоб у меня аватарка с иллюминатором была). Однако, судьба распорядилась иначе - ветер был на противоположный курс (ВПП 07), и вместо вида на бугорок иллюминаторы выходили на перрон. В итоге ни я никого не снял, ни меня, хотя по ту сторону забора находился один из боевых товарищей и ждал вылета нашего вылета (нашего — потому что этим рейсом в Омск вылетало нас аж три человека). С другой стороны, точка отрыва нашего зелёного Embraer E-170 позволила окинуть взглядом перрон Толмачёво и сделать несколько не блещущих качеством телефонофоточек сквозь мокрый и грязный иллюминатор. Зато на них есть B747-400 России!

И тройка МиГ-31, несущих дежурство по охране воздушного пространства нашей родины.

Полёт прошёл скучно (то бишь не трясло), и через полтора часа наш эмбраер коснулся асфальтобетона... опять же ВПП 07, но уже Омска. Вид из иллюминатора сразу порадовал — на перроне красовался B737-800 Azur Air, который к нам летает обычно на B757-200:

Azur Air | B737-800 | VQ-BMW
Azur Air | B737-800 | VQ-BMW

А по другую сторону борта расположился Азимут на Суперджете.

Азимут | SSJ-100 | RA-89093
Азимут | SSJ-100 | RA-89093

Удивительная вещь - за всё то время, что Азимут летает в Толмачёво, я снял его с перрона больше, чем на подзаборингах (вероятно, дело в его раннем расписании, но тем не менее).

Терминал со стороны привокзальной площади:

Наконец-то я его снял. В прошлом году перед споттингом пошёл дождь, под который я, конечно же, попал, и по прибытию к терминалу я был промокший и немного замёрзший, поэтому единственным желанием было зайти внутрь и немного обсохнуть, а не возиться с камерой. По окончанию же мероприятия о фотографии уже позабыл.

Покинув аэропорт, мы сели в такси и помчались к Меге. Но не чтоб пошопиться:-) Там нас ожидал Максим Гольбрайхт, чтоб провести к одной из точек для подзаборинга. Омский аэропорт расположен прямо в городе, поэтому от Меги до точки пешком идти оказалось всего 5-7 минут.

Симулируем споттинг на этой самой точке:

Азимут, которого полчаса назад снимал на перроне, уже выруливает на исполнительный.

Азимут | SSJ-100 | RA-89093
Азимут | SSJ-100 | RA-89093

За ним уходит обратно в Новосибирск и Эмбраер, доставивший меня сюда.

S7 | E-170 | VQ-BYB
S7 | E-170 | VQ-BYB

Если приглядеться, можно даже найти надпись «Омск» на терминале:

Как, наверное, вы уже заметили, погода не радовала отличным светом и насыщенными красками - серое, затянутое тучами небо, морось, дымка. Забегая вперед, скажу, что это была идеальная погода по сравнению с тем, что происходило далее на самом мероприятии:-)

Azur Air | B737-800 | VQ-BMW
Azur Air | B737-800 | VQ-BMW

А вот проглядывается и непривычный для фотографий из Толмачёво фон — жилые здания.

Повезло снять даже представителя госавиации — Ми-8 Росгвардии:

Ми-8 | Росгвардия | RF-28963
Ми-8 | Росгвардия | RF-28963

Кульминацией подзаборинга стал A320 Эир Астаны, который обычно сюда летает на E-190 (впрочем, как и к нам).

Air Astana | Embraer E-190 | P4-KBG
Air Astana | Embraer E-190 | P4-KBG

На этом мы подзаборинг завершили, поужинали и отправились в пешую экскурсию по центру города (Макс, спасибо!), снова совершили чревоугодие и поехали в аэропорт. И чем ближе становилось начало споттинга, тем отчётливее приходило понимание, что сухими мы отсюда не уйдём — дождь то нарастал, то ослабевал, но он упорно шёл и не думал прекращаться. Ну и ладно, обратной дороги нет, подумаешь, немного промокну, я ведь подготовился — водоотталкивающие штаны, непромокаемая куртка, велобахилы на кросовки, чтобы сверху дождём не залило, тряпки для протирки объективов. Да и уже есть опыт прошлогоднего летнего офспота в Толмачёво, где то дождь накрапывал, то снег шёл, а температура была близка к нулевой.

Реальность, как всегда, не совпала с ожиданиями — ещё по пути из КПП в автобус пришлось вступить в необъятную лужу, глубиной сантиметров семь, тут же зачерпнув в оба кроссовка воды и сведя на нет всю пользу бахил. Ну и ладно, ну и пусть. Зато можно красивые отражения половить. Собственно, на этом моменте свожу свои речи к минимуму (наверное), и дальше будет больше фоточек, чем букав.

Первым взору предстаёт обслуживающийся Ту-204 Red Wings. Поговаривают, данный тип скоро выведут из флота.

Red Winds | Ту-204 | RA-64050
Red Winds | Ту-204 | RA-64050

Пара минут на улице — и объектив уже в каплях. Но порой они украшают кадр, а не портят его.

Благодаря дымке и дождю, лучи перронного освещения получаются чётко прорисованными, добавляя кадрам шарм.

Ну, а тут можно наблюдать то самое природное явление, которое продолжалось до самого конца споттинга:

Реды выруливают на магистральную рулёжку...

И заместо них появляется другой краснохвостый товарищ — A321 Atlas Global из Антальи. Такая АК к нам не летает, посему офспоттинг уже не прошёл зря)

Atlas Global | A321 | TC-ETV
Atlas Global | A321 | TC-ETV

Поскольку омские пограничники разрешили снимать борт только пока не началось его обслуживание (да, сурово и обидно), переключаю своё внимание на заруливающий Аэрофлот.

You shall not pass!

Жёлтый ЗИЛ вносит немного ламповости в фотографию:

По магистральной рулёжке неторопливо плывёт первая обещанная изюминка мероприятия — АК «Россия» в ливрее спортолёта.

Россия | A319 | VQ-BCP
Россия | A319 | VQ-BCP

На левый борт нанесены рисунки летних видов спорта — футболиста и гимнастки.

По правому борту расположились участники зимних активностей — фигуристка и хоккеист.

Тайком снимаем кусочек Атласа. Ведь запретный плод сладок, не так ли?

Марианна пытается сделать три вещи одновременно — не быть сдутой, не быть мокрой и найти ракурс. Что ж, удачи ей:-)

Я же в этот раз был без штатива. В прошлом году сделал с него буквально пару кадров, поскольку к моменту выхода на перрон уже светало и комбинации естественного и искусственного освещения было достаточно, чтобы производить съёмку с рук с адекватным ISO 1600-3200, на котором мой верный Canon 6D даёт хороший динамический диапазон и легко убираемые шумы. Но в процессе сборов решил облегчить ношу и от кэнона полностью отказаться в пользу беззеркалок Olympus. Маленькие, компактные, и в процессе съёмок ни разу не пожалел об этом решении.

А вот пример того безобразия, что творилось на перроне — дождь, о чём свидетельствуют следы капель на лужах, люди, запакованные в целофан, зонтики и чехлы, прикрывающие фототехнику, и кляксы на источниках света то ли от новых, то ли от плохо вытертых старых капель с передних линз.

Помучавшись на перроне, грузимся в автобус и едем на выведенную из работы РД C, где можно удобно снимать и рулящие к ВПП, и взлетающие борты.

Ленточки ливрейные и ленточки перронные:

Россия | A319 | VQ-BCP
Россия | A319 | VQ-BCP

Одна из луж очень удачно расположилась на магистральной дорожке. Правда, общая серость не позволяет передать всю ту красоту и динамику брызг, как хотелось бы.

Чего не скажешь о фазе взлёта. Эффектные водяные следы, контрастирующие с серым фоном — самое интересное, что происходит с самолётом во время разгона по ВПП.

Прослеживается какая-то связь между водяным следом набирающего скорость самолёта и мчящимся хоккеистом, высекающим снежную стружку изо льда, не находите?

Спортолёт уходит, Уральцы и Рояль приходят.

Ural Airlines | A321 | VQ-BOF
Ural Airlines | A321 | VQ-BOF
Royal Flight | B757-200 | VP-BRL
Royal Flight | B757-200 | VP-BRL

Наконец-то снова можно смело поснимать Атласа без боязни претензий от погранцов. А он молодец — не только водяной хвост за собой оставляет, но и лучи света испускает.

Atlas Global | A321 | TC-ETV
Atlas Global | A321 | TC-ETV

Вторая изюминка споттинга — Гжель! К своему 95-тилетию Аэрофлот проводил конкурс, где любой желающий мог предложить ливрею, в которую будет покрашен один из бортов. Победила гжель, и, честно признаться, я доволен ею, хотя обычно мне мало какие спецливреи приходятся по душе, да и всякое русское народное творчество не люблю.

Аэрофлот | A321 | VP-BEE
Аэрофлот | A321 | VP-BEE

Ну разве не красавец (хотя, если «гжелька», было бы корректнее написать «красавица»)?

Очередной плюх по луже, в этот раз в исполнении A320 Аэрофлота, того, что с жёлтым ЗИЛком стоял.

Аэрофлот | A320 | VQ-BPW
Аэрофлот | A320 | VQ-BPW

Видите самолёт? А он там есть. А если бы не было дождя, был бы ещё и шикарный вид на город…

Гжелька чуть поближе. Не помню уже, по какой причине не стал снимать её крупным планом. То ли потому, что нужный объектив был в воде, а тряпка уже не справлялась со своими обязанностями, то ли к тому моменту я был мокрый от слова совсем, и желания долго пребывать на улице не было. Плюсом стоит добавить запрет обходить самолёты вокруг — это ограничивало ракурсы. А в прошлом году нам больше дозволяли:-(

Перемещаемся на следующую точку, где можно запечатлеть отрывы. Позади остались три часа споттинга под непрекращающимся дождём. Ноги мокрые, руки мокрые, непромокаемая куртка и штаны, которые якобы water-resistant, тоже мокрые, есть ощущения, что даже, простите, труселя мокрые (потом оказалось, что это не показалось)). Хороший стресс-тест для моего влагозащищённого Olympus OM-D EM1 mark II и PRO-объективов, которые имеют аналогичную пыле- и влагозащиту.

Стоит заметить, что это уже протёртая камера!
Стоит заметить, что это уже протёртая камера!

Как уже выше упоминал, первоначально думал взять своего верного Canon 6D с 100-400L, а для широких углов — олика и пару объективов к нему. Во-первых, чтоб сэкономить на объёме и весе рюкзака (а то вдруг S7 захочет ручную кладь взвесить), во-вторых, можно отказаться и от штатива благодаря шикарнейшему матричному стабилизатору на олимпусах. Но решился пойти ещё дальше: не взял кэнона совсем, а второй камерой взял Olympus Pen F; снимать двумя камерами всё же удобнее, чем одной, постоянно перебрасывая объективы. Но дождь, который, как назло, усиливался на прилёте и вылете бортов, а ветер задувал воду на переднюю линзу с любой стороны света, отговорили меня мучать олика-младшего (то есть Pen F). Если уж влагозащищённый Canon 5D mark II у «коллеги по цеху» приуныл от такого обилия влаги и отказался работать… В общем, стресс-тест удался и теперь я точно знаю, что олимпус и в ЖПУ © (кто читает Дениса Оканя, знает;-)), и в тёмное время суток вполне пригоден для использования в качестве основной камеры (я, конечно, раньше проверял и то, и другое, но в Омске удалось всё совместить).

Что-то я отвлёкся. В общем, спустя три часа перманентного принятия душа выходить из автобуса и искать интересные ракурсы уже не так и хотелось — всё равно всё в серой пелене, объектив в разводах, а проводки не блещут резкостью из-за дрожащих от холода рук. Потому дальнейший споттинг заключался в выбегании из автобуса, быстрой съёмке, забеганию назад и дегидратации техники подручными средствами. А на зелёнку даже выходить не стал.

Ural Airlines | A321 | VQ-BOF
Ural Airlines | A321 | VQ-BOF

Ещё один Red Wings, уже на A321. Его сияющий обтекатель не может не бросаться в глаза.

Red Wings | A321 | VP-BWX
Red Wings | A321 | VP-BWX

Этой посадке я бы присвоил первое место по акваспецэффектам.

В торце ВПП 07 появляется гжель и начинает свой разгон. Вот как это выглядело на самом деле, #ноуфильтрс и всё такое.

Не шибко впечатляет, правда? Вот такая суровая жизнь у споттеров — видеть и домысливать, как бы это могло быть на самом деле. А потом играться со всякими там кривыми и гистограммами. Ладно, не буду пугать суровой реальностью, вот кадры по-симатишнее. Гжелька на дыбах, например.

Аэрофлот | A321 | VP-BEE
Аэрофлот | A321 | VP-BEE

Отрыв!

Взлёт параллельными курсами. Видите?

А теперь?

Пока, Гжель! Это было моё первое знакомство с ней. Она, конечно, уже прилетала раза три в Новосибирск, но в неудобное для меня время, поэтому пока ни одной фотографии этого борта в родном Толмачёво у меня нет.

Через N минут после вылета Гжели должен был сесть суперджет Ираэро, но большинство проворонили его прилёт, ибо сидели в автобусе, пытаясь согреться, а эфир никто не слушал. Пришлось довольствоваться лишь съёмкой с бочка.

IrAero | SSJ-100 | RA-89010
IrAero | SSJ-100 | RA-89010

С ракурсами тоже вышло не густо, потому как именно в сторону снимающих дул ветер, оставляя огромные капли на объективе и демотивируя куда-либо идти, ведь всё равно ничего толкового не выйдет. Жаль, конечно. Особенно потому, что ИрАэро подготовила самый шикарный подарочный набор из всех партнёров споттинга — значок, брелок, магнит, брендированный блокнот с ручкой.

На этом было решено споттинг завершить — вся официальная программа была выполнена. В планах, кажется, ещё было дождаться прилёта Air Astana и, вероятно, вылета ИрАэро и Рэдов, но двигаться и радостно прыгать по лужам желания было у нас уже гораздо меньше, чем ночью.

Несколько кадров перед покиданием перрона. Ан-26 АК Сев-Авиа. До этого момента даже не знал о существовании такой авиакомпании.

Сев-Авиа | Ан-26 | RA-26507
Сев-Авиа | Ан-26 | RA-26507

Ми-8 Ютэира. Его можно и у нас в Мочище отловить.

UTair | Ми-8 | RA-24124
UTair | Ми-8 | RA-24124

А также бизнес-джетик тех, чьи мечты сбываются:-)

Газпромавиа | Dassault Falcon 7X | RA-09603
Газпромавиа | Dassault Falcon 7X | RA-09603

Традиционно, хочется сказать спасибо Омскому аэропорту, Галине Гавриш и Максиму Гольбрайхту, которые организовали мероприятие и договорились с авиакомпаниями о предоставлении для съёмок интересных бортов. В этом плане Омск вне конкуренции, по крайней мере. среди городов Сибири. Ребята, спасибо, это было незабываемо во всех смыслах:-)

Ах, да, отдельный привет хочется передать сушилке в мужском туалете, благодаря которой я просушил досуха предварительно отжатую толстовку, футболку, немного штаны и кроссовки. Не всё то непромокаемое, на чём написано «непромокаемое».