Как вычислить дельного человека

Как узнать, стоит иметь дело с человеком или ну его на фиг.

Каждый дельный человек умеет очень быстро, буквально с первого взгляда вычислять другого дельного человека. Обычно для этого идут в ход три признака, о которых я вам сейчас расскажу. Если вы будете знать их и научитесь использовать – вам будет гораздо легче произвести хорошее впечатление на заказчиков. И наоборот – сможете использовать сами, чтобы сразу понимать, с кем имеете дело.

1. Внешность.

Помните, у Жванецкого: «Встретили по одежке, проводили тоже не очень». Внешность недооценивают. Мол, главное – не внешность, а наша прекрасная душа, наши прекрасные мысли, наши прекрасные идеи. А между тем, первое впечатление производит именно внешность. Вы еще не успели открыть рот, чтобы озвучить ваши прекрасные идеи, а у вашего собеседника уже сложилось о вас мнение. И если оно для вас неблагоприятно – придется потратить немало усилий, чтобы его изменить. И в большинстве случаев сделать это уже не удается. Первое впечатление – самое крепкое. Недаром Чехов считал, что в человеке все должно быть прекрасно — и лицо и одежда и душа и мысли.

Из чего состоит внешность?

Физические данные. Волосы. Кожа. Ногти. Надеюсь, не нужно говорить о том, что все это должно быть ухоженное. Даже если когда раздавали красоту, вы стояли за талантом, современная косметология достигла таких высот, что вполне в состоянии скрыть большинство природных недостатков.

Фигура. Рост. Вес. Спортивный, подтянутый человек всегда произведет лучшее впечатление, чем рыхлый, с одышкой.

Если болеете – не пытайтесь произвести на собеседников впечатление своим героизмом. Перенесите встречу. Мало того, что будете выглядеть развалиной со своим кашлем и соплями, так еще и рискуете заразить своих собеседников. Спасибо вам за это не скажут.

Одежда. У сценариста должен быть свой стиль. Этим принято пренебрегать. Мол, мы выше того, чтобы выбирать себе сорочки. Некоторые делают еще глупее – ладно, куплю себе пиджак в секонд-хенде и буду выглядеть как бизнесмен. И выглядят как босяки в пиджаках из секонд-хенда.

Читал на днях забавное обсуждение рекламного ролика с Барышниковым. Одна барышня сказала, что есть люди, которые могут бухать всю ночь, спать в одежде на скамейке, а утром ополоснуть лицо в фонтане и выглядеть на миллион. Милой девушке невдомек, что над созданием такого впечатления работала целая команда высокооплачиваемых стилистов. И мятый пиджак, который смотрится на Барышникове о-фи-ге-нно, на самом деле сшит на заказ и подогнан по фигуре.

Пиджак из секонд-хенда всегда будет выглядеть как пиджак из секонд-хенда.

От того, как человек одет, во многом зависит то, как он себя чувствует. И даже то, какое место в иерархии он занимает. Очень часто сценаристов не воспринимают всерьез только потому, что они одеваются как попало. Посмотрите на Аарона Соркина. Я не фанат его костюмов, но у чувака определенно есть стиль.

Работайте над своей внешностью. Не доверяйте советам подружек. Наймите настоящего стилиста (я бы рекомендовал шведскую стилистку Стеллу Клар, чьими услугами уже давно пользуюсь сам). И не экономьте на одежде. Хорошая дорогая одежда мало того, что выглядит лучше, она еще и служит дольше.

Поза. Жесты. Если вы входите в помещение, согнувшись в три погибели, тут же забиваетесь в угол, закрываетесь руками и опускаете голову – вы и чувствовать себя будете неважно и впечатление произведете соответствующее.

Выражение лица. Подруга моей жены однажды сказала неодобрительно, что американцы улыбаются неискренне. Знаете что? Я предпочту неискреннюю американскую улыбку вечной русской искренней мрачности. Улыбка меняет не только настроение вашего собеседника, она меняет ваше настроение. Улыбаться нужно ВСЕГДА, когда встречаешься с человеком. Даже если этот человек – член вашей семьи, и вы встречаете его на своей кухне. Попробуйте и вы удивитесь тому, как сильно изменятся ваши отношения.

Голос. Должен быть сильным, громким, мелодичным. Если заикаетесь – занимайтесь с логопедом. Никто никогда не скажет вам, что ваше заикание всех напрягает. Но ваше заикание всех напрягает.

Попросите кого-то из знакомых сказать по секрету, что он думает о том, как вы выглядите. Возможно, со стороны заметны какие-то проблемы, которых вы не замечаете.

2. Пунктуальность.

У меня есть железное правило – я никогда не опаздываю и никогда не работаю с теми, кто опаздывает. Люди, которые могут позволить себе опоздать, не просто могут вас подвести. Они подведут вас ОБЯЗАТЕЛЬНО. Исключений нет.

И вы можете быть уверены – если вы идете на первую встречу с продюсером и опоздали на пять минут – можете считать, что встреча закончена. Продюсер (если это настоящий продюсер) уже принял решение не иметь с вами дело. Если продюсер опаздывает сам – бегите от него как можно скорее. Сейчас вы ждете его, потом будете так же ждать поправки, а потом будете ждать годами свой гонорар.

Я дважды отказывался от сотрудничества с продюсерами, которые опаздывали на встречи. И ни разу не пожалел об этом. Коллеги, работавшие с этими ребятами, потом все на свете прокляли.

И, конечно, сценарий должен быть сдан вовремя. Здесь тоже – никаких исключений, никаких послаблений.

Если у вас выбор – сдать сценарий, которым вы не вполне довольны или сорвать дедлайн - сдавайте сценарий, которым вы не вполне довольны. Недоработанный сценарий лучше, чем его отсутствие. По недоработанному сценарию уже можно искать объекты, проводить кастинг, подбирать реквизит. И продолжать его дорабатывать в процессе.

Еще раз – никогда не опаздывайте сами и никогда не работайте с теми людьми, которые опаздывают.

3. Способность помочь.

Еще один важный невербальный сигнал – это способность помочь, сделать чуть больше, чем определено договором. Это очень важный критерий, который многие не принимают во внимание. Мне много раз приходилось слышать от сценаристов: «Я не работаю без аванса и договора». «Я не напишу заявку, пока мне не заплатят». «Когда все деньги выплачены – до свидания, моя работа закончена». Это неправильно. Можно и нужно делать больше, чем от вас требуется. Но можно и нужно требовать того же от своих партнеров. Если вы видите, что вы выкладываетесь по полной, а ваш партнер требует больше и больше, ничего не давая взамен – сворачивайте сотрудничество.

Например, редактор компании просит вас написать заявку. Бюджета под это нет. Вы пишете. Заявка не проходит. Через полгода этот же редактор просит написать еще одну. Писать или нет?

Если за эти полгода редактор не вспомнил о вас ни разу – тогда нет. Не писать. А если за это время вам трижды позвонили из других компаний и сказали, что тот редактор вас им рекомендовал – тогда да.

Мне очень нравится одно высказывание, к сожалению, не знаю автора (а в Гугле я забанен): «Помоги тому, кто нуждается в помощи, и он вспомнит о тебе, когда ему опять понадобится помощь». Так и есть.

Я сам много раз на этом прокалывался. Оказываешь человеку услугу в надежде на то, что когда-нибудь он тоже о тебе вспомнит. И он действительно вспоминает – тогда, когда у него опять проблемы!

Был у меня один приятель, которому я очень много помогал, подкидывая заказы. Первый звоночек прозвучал, когда я узнал, что он отказался от одного предложения, но ему даже и в голову не пришло передать это предложение мне, хотя для этого требовалось лишь набрать мой номер. И вот настал день, когда мне действительно потребовалась от него услуга. И он мне отказал. Как вы думаете, получит от меня когда-нибудь что-нибудь?

Никогда не недооценивайте размеры человеческой неблагодарности.

И если оказывайте человеку услугу, всегда давайте ему понять, что вы осознаете, что оказываете услугу и ждете от него взаимности. Иногда достаточно сказать «свои люди – сочтемся». Человек должен понимать, что дружба – понятие не только круглосуточное, но и двухстороннее.

Запомните:
Все успешные люди окружают себя людьми, способными оказать бескорыстную услугу и держатся подальше от тех, кто к этому неспособен. Делайте то же самое. Оказывайте людям услуги. Делайте подарки.

Сделайте:
Отсекайте от себя людей, которые не ценят этого. Не нужно с ними ссориться. Просто сделайте так, что они больше никогда не смогут до вас дозвониться. И вы увидите, как изменится ваша жизнь.

Прочтите:
А.Молчанов, "Сценарист номер 1"