ТОТ САМЫЙ "ЧИПОЛЛИНО"

Роман ВОЛОДЧЕНКОВ

Фото Антона СЕНЬКО

Декабрь подарил самарцам одну из самых ярких балетных премьер этого года – «Чиполлино» Карена Хачатуряна в постановке известного хореографа Генриха Майорова. А состоялась она на минувших выходных в Самарском академическом театре оперы и балета, собравшем полные зрительные залы на первых трех представлениях.

В истории балета есть знаковые спектакли, сыгравшие значительную роль в развитии этого вида искусства. Так, «Сильфида» Жана Шнейцгоффера/Филиппо Тальони стала манифестом романтического балета, а «Спящая красавица» П. Чайковского, поставленная Мариусом Петипа в 1890 году в России, была признана шедевром академического стиля, «энциклопедией классического танца». ХХ век дал миру достаточно эпохальных танцевальных творений. Но, все-таки, среди них особо стоит выделить балет «Спартак» Арама Хачатуряна/Юрия Григоровича, поставленный в 1968 году на сцене Большого театра СССР. Это произведение раскрыло новые грани в технике классического танца (особенно мужского), значительно расширило пластические возможности балетной режиссуры и дало ключ к пониманию будущего мировой хореографии. Со спектаклем Григоровича нередко ставят в один ряд и «Чиполлино» Карена Хачатуряна/Генриха Майорова, называя его детским «Спартаком». Такое сравнение правомерно и во многом объясняет длящийся вот уже 44 го-да успех этого балета.

В мае 2017 года президентом России был подписан Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», и отсюда абсолютно понятен нынешний пристальный интерес театров именно к произведениям для детской и юношеской аудитории. Но, когда доходит до дела, далеко не всегда находятся удачный сюжет и талантливый постановщик, способный создать качественное произведение для подрастающих зрителей.

«Чиполлино».Сцена из второго действия спектакля. Фото Антона Сенько.jpg

И вот тут, как палочка-выручалочка, приходит на помощь вечно юный, не теряющий обаяния балет «Чиполлино». Его Майоров поставил уже во всех главных музыкальных театрах нашей страны. Но все равно – смотришь, а задорный и смелый луковый мальчишка Чиполлино снова появляется на подмостках сцены в России и даже за рубежом. И хочется, чтобы он не покинул ее никогда! Ведь «Чиполлино» Г. Майорова не просто блистательный балет, ставший классикой жанра, он еще и очень яркий, оптимистичный символ. Символ, который сегодня наиболее актуален и важен с воспитательной и образовательной стороны.

Впервые «Чиполлино» Генрих Майоров поставил в 1974 году в киевском Театре оперы и балета имени Т. Шевченко. Тогда и потом, во всех следующих постановках, он имел равный зрительский и актерский успех. А все потому, что постановщику, взявшему за основу балета знаменитую сказку итальянского писателя Джанни Родари «Приключения Чиполлино», удалось воплотить ее в оригинальной, но предельно ясной и выразительной сценической форме.

Во времена создания балета «Чиполлино» Г. Майоров являлся одним из лидеров нового поколения хореографов – продолжателей художественных преобразований Юрия Григоровича и Игоря Бельского. Г. Майоров, Н. Боярчиков, В. Елизарьев, Г. Алексидзе, И. Чернышёв и другие их современники не порывали с недавним прошлым советской хореодрамы. Продолжая развивать ее лучшие стороны (содержательную сюжетную основу, пластическую образность), они обратили пристальное внимание на главное выразительное средство балета – танец. И вот тут, уже выйдя на прямую индивидуальных поисков, они стали привносить свое в искусство, совершая открытия в сфере танцевальной лексики и режиссерских приемов.

***

«Чиполлино» Г. Майорова со временем преобразился, но по сути не изменился. Он и сейчас, в самарской постановке, отличается необыкновенной музыкальностью и технической сложностью. Главные партии здесь (Чиполлино, Редисочка, Граф Вишенка, Магнолия, Принц Лимон, Синьор Помидор) предельно виртуозные и изобретательные по отдельным движениям и комбинациям, а кордебалет – центральный и, наверное, самый важный, ключевой исполнитель, связывающий в единое целое все эпизоды спектакля. Но есть еще и множество второстепенных танцующих персонажей, а также центральный лирико-драматический герой – Кум Тыква. У него задача не из легких: построить уютный скромный домик под носом у властителей мира сего.

«Чиполлино». Сцена из спектакля. Фото Антона Сенько.jpg

Мысленно освоив сюжет и досконально разобравшись во всех его перипетиях, Майоров перевел его на свой, не терпящий плохого произношения танцевальный язык. Этот язык порой спортивен, тяготеет к модерну, изобилует актерскими гротесковыми красками, но сохраняет крепкую и надежную классическую сердцевину. Здесь все основные вариации, па-де-де и ансамблевые композиции строятся именно на классическом танце. Даже Кум Тыква, объясняющийся с помощью действенной игровой пластики, вдруг в один момент преображается в осанистого классика с выворотными и дотянутыми стопами – таким образом воодушевляясь мечтой о собственном жилище.

«Чиполлино» Г. Майорова – обаятельный, добрый, честный балетный спектакль. В него трудно не влюбиться. Невозможно не почувствовать оптимизма, который он внушает буквально с первых сцен – когда музыка и танец словно берутся за руки и смело идут навстречу зрителям. Тут все понятно: кто с кем и против кого, кто добрый, а кто злодей и тиран, в чем правда и где ложь. Для каждого персонажа Майоров отбирает яркие краски, их он порой смешивает и тем самым добивается колоритной, действенной картины. Удивительно, но в этом детском балете Майорова вовсе не детское содержание, а драма, сатира и трагедия соседствуют и совсем не противоречат друг другу!

«Чиполлино». Финал спектакля. Фото Антона Сенько.jpg

Генрих Майоров не только талантливый балетмейстер, но и педагог. Репетируя с артистами, он всегда старается не только точно передать рисунок хореографии, но и объяснить ее задачи. Для Майорова важен ясный отклик артистов, собственное понимание партии, где техника первична, но не является главной целью. Образ, по Майорову, формируется исполнителем на протяжении всего репетиционного периода, и только при полной отдаче роль может получиться. Заветам Майорова следует и его дочь – ассистент балетмейстера-постановщика «Чиполлино» Анна Майорова, принимавшая активное участие в работе над спектаклем от первых постановочных репетиций до финальных сценических прогонов.

Главная партия – Чиполлино. Ее исполнитель должен виртуозно владеть классическим танцем, иметь профессиональный опыт и физическую выносливость. Эта роль для премьера, склонного к амплуа темпераментных героев. И такой танцовщик нашелся в самарском театре – это Сергей Гаген. Ему подвластно многое: у него стабильное вращение и легкий прыжок, он координирован и пластически выразителен. Сцена для Гагена – масштабное пространство, площадка, которую он умеет грамотно распределить. Кроме того, он старательный и надежный партнер. Но, как показало время, даже самым способным и одаренным артистам, таким, как Гаген, в майоровскую хореографию важно втанцеваться. И здесь уже нужны не только виртуозность и выносливость, но и свобода пластических пере-ходов от классики к модерну и даже джазовой импровизации. А этими стилями в своем балете Майоров свободно жонглирует! Такой опыт не приходит к артисту за месяц или два, а жизнь балета «Чиполлино» только начинается в самарском театре. Поэтому от спектакля к спектаклю мастерство и навыки исполнителей будут совершенствоваться.

Среди других солистов обратила на себя внимание Ксения Овчинникова в партии Редисочки. Обаятельная балерина, пожалуй, лучше других овладела майоровским языком, виртуозно и легко преодолев все сложности техничной роли.

Замечательный, необычайно колоритный образ Принца Лимона создал Дмитрий Пономарёв, который не поддался соблазну поактерствовать в ущерб танцам. Сбалансировав обе важные составляющие партии, он убедил в состоятельности своей трактовки царственного комичного, но не манерного правителя.

Сложной классической хореографией наделил Майоров Магнолию и Графа Вишенку. Эти партии исполнили Вероника Землякова и Максим Маренин, которые хорошо справились с сольными выходами, но не смогли преодолеть некоторые сложности с поддержками в дуэте.

Синьор Помидор – персонаж гротесковый. Его задача – обострять конфликт, придавать действию динамику, что и удалось Кириллу Софронову. Постно показался Кум Тыква – Алексей Турдиев. Сразу, как только появились на сцене, привлекли к себе внимание Графини Вишни – Анастасия Тетченко и Екатерина Панченко, создавшие образы жеманных и экзальтированных особ, эстетски конкурирующих друг с другом.

Фантастический сказочный мир воплотил на сцене художник Дмитрий Чербаджи.

Благодаря его красочным декорациям и костюмам зрители погрузились в атмосферу динамичных приключений фруктово-овощных героев и персонажей. Декоративный фон Чер-баджи не отвлек от главного – хореографии и даже помог ей, предоставив главное пространство танцовщикам.

Партитура Карена Хачатурна «Чиполлино» – самый главный материал спектакля. Все основные партии и характеры заложены в ней. Оркестр под управлением дирижера Андрея Данилова постарался их чутко передать.

Сегодня, когда балетная труппа Самарского театра оперы и балета под руководством Юрия Бурлаки старательно и одновременно энергично осваивает классическое наследие, обращаясь к творениям Петипа (что закономерно в год 200-летия мэтра мирового балета), оказалось важным подкрепить ее репертуар и другой классикой – уже из ХХ века, балетом «Чиполлино» Генриха Майорова. Данный опыт работы выявил большой танцевальный и актерский потенциал самарских артистов, позволил разглядеть перспективу в освоении и других стилей хореографии. Действуя в таком направлении, самарский балет определенно со-хранит высокий профессиональный уровень и укрепит репутацию культурного лидера города и всей области.

Самарский академический театр оперы и балета

Карен Хачатурян

Чиполлино

Балет в 2 действиях

Либретто Геннадия Рыхлова по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

Балетмейстер-постановщик – Генрих Майоров

Дирижер-постановщик – Андрей Данилов

Художник-постановщик, художник по костюмам – Дмитрий Чербаджи

Ассистент балетмейстера-постановщика – Анна Майорова

Репетиторы – Ольга Бараховская, Валерий Коньков, Александр Петров, Валентина Пономарен-ко, Ольга Савельева

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» (Самара) 13 декабря 2018 года,

№№ 19-20 (148-149)