Первый в "Англетере"

В рязанском художественном музее среди произведений всемирно известных живописцев есть картина «Гитаристка» В. С. Сварога, мало знакомого широкой публике. 


Василий Семенович Корочкин (настоящая фамилия художника) родился в городе Старая Русса в 1883 году. Рано проявив способности к рисованию, в тринадцать лет он уезжает учиться в училище Штиглица в Санкт-Петербурге. В 1915 году Сварог познакомился с сыном великого Ильи Репина и написал его портрет. Илья Ефимович высоко оценил мастерство молодого художника и порекомендовал вступить в товарищество Передвижников. С 1916 года Сварог успешно выставляется на передвижных выставках, а в 1917 году получает звание академика. 

На портрете работы И. Е. Репина Сварог изображен с гитарой. Дело в том, что Василий Семенович был не только выдающимся художником, но и великолепным музыкантом. Обладая прекрасным голосом и абсолютным слухом, он самостоятельно обучился игре на гитаре и отдавался ей со всей страстью: писал музыку, гастролировал с концертами, в родном городе создал оперный коллектив. 

Тема музыки неоднократно звучит в художественных произведениях Сварога. Считается, что на картине, находящейся в Рязанском художественном музее, изображена лучшая гитаристка Москвы Евгения Макеева. 

Историк искусства И. Э. Грабарь так говорил о художнике: «Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами». 


И одно из таких событий случилось 28 декабря 1925 года в номере №5 гостиницы «Англетер». Сварог волею судьбы оказался одним из первых, кто увидел тело Есенина, вынутого из петли. При каких обстоятельствах художник оказался в «Англетере» сказать трудно. Сварог был хорошо с Есениным и есть версия, что они собирались совместно организовать вечер мелодекламации. Но кто сообщил о смерти Есенина и вызвал Василия Семеновича в «Англетер» до сих пор остается загадкой. 

Как бы то ни было, но рисунки Сварога - единственное дошедшее до нас визуально свидетельство того, как выглядело тело Есенина до того, как его одежда была приведена в порядок, он сам уложен на кушетку и до того, как были сделаны посмертные фотографии мастером ретуши М. С. Наппельбаумом. Моисей Соломонович снимал многих выдающихся людей - Гумилева, Ахматову, Ленина, Горького - в том числе и Есенина за три года до его гибели.

Анализировать наброски Сварога мы не беремся. Да и уликами в официальном следствии эти рисунки быть не могли. Но несколько лет назад в Московский Государственный музей С. А. Есенина получил бесценный дар от академика Брюссельского университета: подлинный посмертный портрет поэта, выполненный Сварогом. По словам ученого, Василий Семенович передал рисунок французскому писателю Анри Барбюсу.  Под рисунком (который, к слову, немного отличается от того изображения, которое опубликовано выше) надпись на французском языке: "Сергей Есенин. Первый набросок, сделанный после его смерти".

При каких обстоятельствах Сварог познакомился с  Барбюсом, когда и почему передал свой рисунок именно ему - еще одна загадка.

А Василий Семенович все-таки встретился с Сергеем Александровичем хоть и посредством живописи: картина Сварога "Гитаристка" находится в соседних залах с картиной Игоря Петровича Весёлкина "Сергей Есенин".

Побывать на родине Есенина в селе Константиново и пройтись по рязанским адресам великого поэта можно на наших экскурсиях "Дорогой Есенин[а]" и "Мне приснилось рязанского небо"