114 subscribers

Новые Правила охраны труда при работе на высоте 2021: Обзор изменений (1 часть)

758 full reads
Друзья, остаются считанные дни до вступления в силу обновленных Правил по охране труда при работе на высоте, вводимых в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2020 №782н с 1 января 2021 года. В этом обзоре мы осветим ряд новел, внесенных в действующие Правила, которые, по нашему мнению, могут повлиять на изменение процессов обеспечения безопасности работ на высоте в организации.
Друзья, остаются считанные дни до вступления в силу обновленных Правил по охране труда при работе на высоте, вводимых в действие приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2020 №782н с 1 января 2021 года. В этом обзоре мы осветим ряд новел, внесенных в действующие Правила, которые, по нашему мнению, могут повлиять на изменение процессов обеспечения безопасности работ на высоте в организации.

Наш обзор мы начнем с анализа структуры нового документа и отличий от действующих Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития №155н от 28 марта 2014 года. В новых Правилах по охране труда при работе на высоте количество глав осталось низменным. При этом ряд приложений приказа №155н, таких как, содержание Плана производства работ на высоте и Перечень требований, предъявляемых к работникам, проводящим работы на высоте, включены в соответствующие разделы основной части нового документа.

Содержание новых Правил по охране труда на высоте

Абсолютно новым документом, конечно же, вступающие в силу Правила, не назовешь. Основой остались требования действующих Правил по охране труда. Вместе с тем, прочитав документ, Вы увидите, что были устранены многие неточности, которыми изобиловали старые Правила по охране труда, а требования безопасности при работе на высоте были приведены в соответствие с нормами ТР ТС и другими документами. И так, начинаем.

I. Общие положения

Новации заметны уже в первых статьях Общих положений. В них содержатся требования к проведению оценки профессиональных рисков работников (организации) при выполнении работ на высоте, как составной части процессов системы управления охраной труда организации.

3. К работам на высоте относятся работы, при которых:
а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:
при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения площадок менее 1,1 м;
б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.
4. Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее - СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил.
Работы, отнесенные работодателем к работам на высоте, должны быть учтены в локальных документах СУОТ.

Внимательно прочитав ст. 3 и 4 Общих положений Вы, вероятнее всего предположили, что авторы документа проведут декомпозицию корневой опасности – опасности падения с высоты, применительно к видам работ, включенным в состав Правил, и приведут ее в соответствие с существующей системой классификации опасностей, утвержденной приказом от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». Это же логично, зачем создавать новую систему, если она уже существует. Так вот, этого не произошло, а мы с вами получили новый перечень опасностей, из-за которого потребуется вносить изменения в процедуру оценки профессиональных рисков (у кого она задокументирована).

Перейдем к следующей статье.

6 При невозможности исключения работ на высоте, работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей:
а) применение защитных ограждений высотой 1,1 м и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах;
б) применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применением подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов;
в) использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

В этом месте дорогой наш читателем мы предлагаем Вам обратиться к теории (к приказу № 438н), а именно, к вопросу ранжирования и приоритезации мер снижения рисков. Вы сами сможете увидеть ошибки авторов новых Правил.

Типовым положением о СУОТ установлена следующая приоритетность мер по снижению рисков:

  • исключение опасной работы (процедуры);
  • замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
  • реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • страхование профессионального риска.

Внимательно прочитав ст. 6 и выдержку из приказа № 438н Вы, наверное, обратили внимание, что авторы умышленно ограничили пользователей новых Правил всего двумя мероприятиями по управлению рисками – пп. а) и в), и нарушили логическую связь между мероприятиями, причислив мероприятия по использованию средств индивидуальной защиты к инженерно-техническим методам ограничения риска воздействия опасностей на работников. Но оставим это на совести разработчиков).

В следующих двух статьях (ст. 7 и 8) авторы вновь обращаются к теории менеджмента рисков, введя субъективные понятия работы с высоким уровнем риска и допустимым минимальным риском падения работника, являющихся, судя из текста документа, ключевым элементом принятия решения о производстве работ с выдачей наряда-допуска. По нашему мнению, подобный подход породит в процессе применения Правил очень много споров.

В последней статье Общих положений (ст.9) содержится требование о порядке ведения документооборота в области охраны труда и допустимости использования электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Мы считаем, что не стоит обольщаться насчет этого нововведения. Необходимо понимать, что согласно законодательству РФ электронная подпись, являющаяся эквивалентом проставляемой «от руки» и обладающей полной юридической силой, а именно об этом говорится в ст. 9 Правил, должна быть квалифицированной электронной подписью. За исключением крупных компаний, имеющих собственные сертификационные центры, или готовых потратить немалые финансовые средства (ср. чек за ЭЦП от 3 тыс. руб.) на выдачу работникам, даже временным, квалифицированной ЭЦП, данным нововведением вряд ли кто-то воспользуется.

9. Допускается ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования к работникам при работе на высоте

Второй раздел Правил всецело посвящен требованиям к компетенции работников, выполняющих работы на высоте, а также к порядку обучения безопасным методам и приемам работ на высоте.

Изменения начинаются со ст. 14, в которой декларируется, что работники, допускаемые к непосредственному выполнению работ на высоте, выполняемых с оформлением наряда-допуска, делятся на три группы. Сравнивая новые Правила с предыдущей редакцией, можно констатировать, что категории работников, включенных в 1 и 3 группу остались неизменны, в то время как состав 2 группы был уточнен:

Новые Правила охраны труда при работе на высоте 2021: Обзор изменений (1 часть)

Структурно группы разделены на работников, непосредственно выполняющих работы на высоте – 1 и 2 группа и ответственных лиц – 3 группа.

При этом Правила содержат оговорку, что работники, относящиеся к 3 группе по безопасности работ на высоте, также могут быть допущены к непосредственному выполнению работ, при условии подтверждения квалификации и получения удостоверений на соответствующую группу (ст.15).

Изменения коснулись и требований к форме организации обучения безопасным методам и приемам работ на высоте. В статье 17 содержится запрет на применение заочной формы обучения, в том числе с использованием исключительно систем дистанционного обучения, при обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. Мы прекрасно понимаем благие намерения авторов новых Правил, включивших данный пункт в содержание статьи. Но, по нашему мнению, коль скоро существует спрос на «корочки» без обучения, эта проблема, к сожалению, даже при условии закрепления нормы в НПА, будет существовать.

Еще одно важное изменение в требованиях, предъявляемых к работникам при работе на высоте, это расширение компетенций работников 1 группы по безопасности и включение требований по наличию у них практических навыков оказания первой помощи пострадавшему (ст. 19).

Осталась неизменным периодичность обучения работников всех групп безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. При этом, сделана оговорка, что необходимость периодического обучения работников, выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания, а также на площадках и рабочих местах с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, устанавливается работодателем при реализации процедуры подготовки работников по охране труда СУОТ. Необходимость описание процедуры подготовки работников по охране труда при выполнении работ на высоте касается и вопросов прохождения работниками стажировки (ст. 28). В соответствии с новыми Правилами работники 1 и 2 группы обязаны проходить стажировку после обучения и периодическую проверку знаний не реже чем 1 раз в год . Необходимость прохождения стажировки, а также периодичность проверки знаний работниками 3 группы определяет работодатель в рамках установленной в организации процедуры СУОТ (ст. 29, 33).

В последней статье II раздела (ст. 34) содержится требование к порядку регистрации и документирования прохождения работником обучения, периодической проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, а также стажировки. В соответствии с требованиями статьи допускается ведение документов об обучении в электронной форме при обязательной персонификации работника и соответствующих ответственных лиц.

Продолжение следует.

Оригинал.

Скачать приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2020 №782н

Подписывайтесь на наш блог, оставляйте комментарии, а мы продолжим знакомить Вас с важными изменениями в трудовом законодательстве.