Зафиры больше нет

Вот и подошёл к концу век некогда популярного минивэна. Пока полностью прекращён выпуск Зафир только с правым расположением руля под маркой Vauxhall, но вряд ли модель под знакомым нам брендом Opel проживёт намного дольше. Посему, представляем вам краткий экскурс в историю автомобиля.

Zafira A (1999-2005)

Первое поколение Zafira называют "A", так принято в модельном ряду Opel. Разработанная с помощью Порше, Zafira впервые была показана в виде концепта в 1997 году на Франкфуртском автосалоне и попала в серийное производство в январе 1999 года. Zafira заняла третье место в "Европейском Автомобиле года" за 2000 год, после Фиата Мультипла и Тойоты Ярис.

Автомобиль базировался на той же переднеприводной платформе, что и Астра G, и имел много общего с этой машиной. В Великобритании Zafira продавалась под маркой Vauxhall, а в Австралии и Новой Зеландии под маркой Holden.

Забавен тот факт, что уже в 2000 году, всего через год после серийного запуска машины первой генерации, публике был представлен концепт Opel Zafira Snowtrekker , в деталях которого просматриваются стилистические решения машины следующего поколения с литерой"B".

Opel Zafira Snowtrekker Concept
Opel Zafira Snowtrekker Concept
Opel Zafira Snowtrekker Concept
Opel Zafira Snowtrekker Concept

Opel Zafira имеет семь сидений, расположенных в три ряда, задний ряд может быть сложен в пол для создания большего пространства. Система получила название Flex 7.

В феврале 2001 года в Женеве дебютировала "горячая" версия Зафиры - OPC. Она поступила в продажу в октябре 2001 года. Такая Zafira оснащалась турбированным двигателем мощностью 192 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой , модель была самым быстрым минивэном продававшимся в Европе на тот момент. Разгон 0-100 км/ч занимал 8,2 секунды, а максимальная скорость составляет 220 км/ч.

Opel Zafira OPC
Opel Zafira OPC

В феврале 2003 года автомобиль пережил фейслифтинг.

Рестайлинговая Зафира первого поколения
Рестайлинговая Зафира первого поколения

Интересный факт - первая Zafira продавалась в Японии под именем "Subaru Traviq"с августа 2001 по ноябрь 2004 года. По версии "Субару", название является комбинацией слов "Travel" (Путешествие) и "Quick" (быстрый).

Subaru Traviq
Subaru Traviq

Производство первого поколения закончилось 25 мая 2005 года в Бохуме.

Zafira B (2005-2014)

Второе поколение Zafira, называемое Zafira B, дебютировало в Европе в 2005 году, а продажи начались 9 июля 2005 года. Новая машина разделяла платформу и некоторые механические детали с Опель Астра Н.

В Великобритании модель снова продавалась как Vauxhall Zafira, а в Чили и Мексике — как Chevrolet Zafira. Модель под маркой Holden с производства сняли, а в Японии Зафиру предлагали теперь под брендом Opel.

Vauxhall Zafira
Vauxhall Zafira
Chevrolet Zafira
Chevrolet Zafira

В новой генерации машина выросла в габаритах, увеличился объём салона.

Уютненько, правда ведь?
Уютненько, правда ведь?

Линейка двигателей состояла из бензиновых 1.6, 1.8 и 2.2, развивающих от 105 до 150 л.с., а также двухлитрового турбодвигателя мощностью 200 сил. Турбодизели имели объём 1,7 и 1,9 литра. Коробки передач — механическая, роботизированная или автоматическая.

В этом поколении Zafira OPC появилась сразу. Теперь эта версия оснащалась двухлитровым бензиновым турбомотором мощностью 240 л.с. Разгон 0-100 км/ч составлял 7,8 секунды, а максимальная скорость достигала 231 км/ч.

Opel Zafira OPC
Opel Zafira OPC
Opel Zafira OPC
Opel Zafira OPC
Рабочее место водителя в Opel Zafira OPC
Рабочее место водителя в Opel Zafira OPC
Машина по-прежнему оставалась семиместной
Машина по-прежнему оставалась семиместной

Вообще, в наше время очень сложно представить такую нишевую модель, какой являлась Zafira OPC. Только представьте: семь мест и разгон, который уступает таковому у Golf GTI тех лет меньше секунды. Из чего-то подобного на ум приходит разве что Kodiaq RS, который должен вот-вот дебютировать.

В 2008 Опель провел небольшой рестайлинг, затронувший светотехнику, передний бампер, а также салон.

Рестайлинговая Зафира B
Рестайлинговая Зафира B
Рестайлинговая Зафира B
Рестайлинговая Зафира B
Рестайлинговая Зафира B
Рестайлинговая Зафира B

Третье поколение появилось в 2011, однако Zafira "B" продолжала выпускаться в Калининграде вплоть до 2014 с припиской "Family"

Zafira C (Tourer) (2011-2018?)

Zafira третьей генерации была представлена в качестве концепта в 2011 году на Женевском автосалоне. Теперь в основе машины лежала тележка Опель Астра J. Зафира Турер увеличилась в размерах, в сравнении с предыдущим поколением, чтобы стать полноценным конкурентом для Ford S-Max.

Серийное производство в Германии началось в том же 2011, а уже в 2012 машина встала на конвейер Автотора. Цены на модель в РФ начинались с отметки 800 тысяч рублей.

Opel Zafira Tourer оснащался бензиновым турбомотором объёмом 1,4 литра (120–140 л.с.), 1,8-литровым «атмосферником» (115 л.с.), а также дизелями 1.6 и 2.0 различной мощности. Из линейки исчезла версия OPC. На автомобиль ставились механические или шестиступенчатые автоматические коробки передач. Покупатель теперь мог выбрать между пятиместной и семиместной версиями салона.

В 2012 году минивэн получил новый бензиновый турбомотор 1.6 SIDI, развивающий 150–200 сил, однако до России такие машины так и не доехали.

В конце 2015 года Опель объявил о своём уходе из РФ, поэтому вскоре продажи всех моделей, в том числе и Зафиры, свернулись. А жаль.

В 2016 году в Европе дебютировала обновлённая модель с поправленной внешностью. С рестайлингом машина лишилась приставки "Tourer" в названии.

Рестайлинговая Зафира третьего поколения
Рестайлинговая Зафира третьего поколения
Рестайлинговая Зафира третьего поколения
Рестайлинговая Зафира третьего поколения

А в марте 2017 произошло ещё одно важное событие - Opel и Vauxhall вошли в состав PSA. Новому владельцу не нужны автомобили на платформах GM, поэтому медленно, но верно машины будут переходить на EMP2 и на агрегаты альянса. Собственно, это уже происходит.

Подытоживая, хочется сказать, что такой класс автомобиля, как компактвэн умер - об этом говорят продажи. Видимо, их время прошло. В нулевые чуть ли не каждый производитель имел в своей линейке подобную модель, да и продавались они просто отлично. Ныне в моде кроссоверы. Интересно, как скоро пройдёт их век?

Не забудьте подписаться на Дзен- и Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые посты!