Как писать музыку, если в ней двух нот связать не можешь?

30 May 2018
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Многие, возможно, задавались этим вопросом, напевая внезапно пришедший в голову "это-же-шедевр!" в душе, метро или очереди за справкой. Многие также, возможно, забили и забыли о своей потаённой мечте стать новым Меркьюри, Джексоном или Ленноном. Кого-то смущало отсутствие соответствующего образования, кого-то сковывало скептическое отношение к собственным силам, кого-то сдерживал возраст, либо же банальная лень. Но ответ на данный вопрос на самом деле гораздо поверхностнее, чем может показаться на первый взгляд.

С одной стороны, музыка (как и всё искусство в целом) - это круговорот чувств и эмоций, плод борьбы внутренних демонов автора, вылившийся на страницы нотного стана. С другой стороны, музыка (опять же как и всё искусство в целом) - это наука, причём довольно строгая и точная во многих своих аспектах.

Именно об этой математичности музыки и пойдёт речь в данной статье, и именно этот научный подход к музыке и поможет тем, кто жаждет выразить себя в нотах, но не может по тем или иным причинам. И, боже упаси, не стоит пугаться этой формулировки - вас не ждут ни матрицы, ни дифференциальные уравнения, достаточно суметь грамотно сложить два плюс два.

А что же, собственно, такое музыка?

Казалось бы, простой вопрос, но не многие верно его интерпретируют в рамках нашей с вами темы. Если мы разобьём любую песню на составные части, то получим три основополагающих столпа музыки: ритм, гармонию и мелодию.

С ритмом, думаю, всё более-менее понятно хотя бы на подсознательном уровне (тут вам и танец, и покачивание головой, и прочие телодвижения, которые рождает в нас музыка).

С мелодией всё ещё проще. Именно мелодию мы насвистываем или напеваем, когда хотим воспроизвести какое-либо произведение. Иначе говоря, мелодия - костяк любого трека.

Гармония - наш третий компонент. Это всё то, что охватывает мелодию по ходу её развития: аккорды, партии баса и прочее.

Теперь, определившись с терминами, мы готовы приступить к самой сути данной статьи.

До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До...

Эта детская незамысловатая "считалка", которую знают все от мала до велика, и есть наш первый шаг к пониманию музыки. Данный ряд нот - не что иное, как До-мажорная гамма, при непосредственном участии которой было написано большинство популярнейших песен.

"В чём же прелесть данного звукоряда", — спросите вы?

"Все вышеуказанные ноты довольно гармонично и благозвучно сосуществуют друг с другом", — отвечу я.

Помимо этого, данный звукоряд наиболее нагляден среди прочих, так как представляет собой только белые клавиши фортепиано (о предназначении чёрных клавиш мы поговорим как-нибудь в другой раз).

С гитарой дела обстоят немного сложнее, но в целом ничего критичного. Детально рассмотрим самую тонкую гитарную струну и общим планом охватим весь гриф.

Таким образом, мы имеем наш основной инструмент для создания мелодии. Так как все ноты между собой сочетаемы, дело остаётся за малым - подобрать наиболее вкусные их сочетания и выстроить полноценную картинку с возможными ответвлениями и вариациями.

А гармонична ли гармония в своей гармоничности?

Мы помним, что второй компонент нашей мозаики - фон, в нашем случае аккорды. Аккорд - три и более ноты, сыгранные последовательно или враз. Но как построить аккорды, если мы только-только осваиваем мастерство одной ноты, а тут их необходимо подобрать сразу несколько? Всё очень просто, и на помощь к нам снова приходит гамма До-мажор. Аккорды строятся по до безобразия простой системе: мы просто выбираем любую ноту из нашего звукоряда и добавляем к ней ноты через одну. То есть, если мы хотим построить аккорд от ноты Ля, мы добавляем к ней ноты До и Ми, и получаем аккорд Ля-минор. Если же аккорд от ноты Соль, то добавляем к ней ноты Си и Ре, и получаем аккорд Соль-мажор (о мажорах, минорах и прочем поговорим в другой раз).

Таким образом мы имеем в своём арсенале 7 аккордов, построенных от каждой ноты До-мажорной гаммы. Однако существует одно "однако", а точнее исключение: построенный по такой схеме аккорд от ноты Си будет звучать довольно резко и неприятно (почему это происходит и как с этим быть - также в следующий раз), поэтому на время исключаем его из нашего стройного ряда.

При игре на гитаре данные трезвучия будут звучать довольно сухо, нежели на клавишных инструментах, поэтому при гитарном аккомпанементе используются аккорды с дублированными нотами (в классическом дворовом гитарном аккорде Ля-минор присутствует две ноты Ля, две ноты Ми и одна нота До). Поэтому обозначим себе небольшое правило: при клавишном сопровождении играем аккорды по три ноты, при гитарном - чем больше нот, тем лучше. На просторах сети можно найти целую уйму всевозможных аппликатур - дерзайте!

А в сухом остатке...

Мы имеем все необходимые компоненты: мелодия основывается на простом семинотном звукоряде, поддерживают её шесть возможных аккордов, ритм подбирается сугубо из вашего чувства грува.

Также напоследок дам пару полезных советов:

1) Кульминационные, важные моменты мелодии лучше всего акцентировать на нотах До, Ми или Соль, так как это самые устойчивые ноты в гамме До-мажор;

2) Начинать аккордовую цепочку лучше всего с аккорда До-мажор, чтобы мозг слушателя однозначно определил, что он находится в тональности До-мажор, а завершать на аккордах Соль-мажор или Фа-мажор, так как эти аккорды больше всего тяготеют к своей основе - аккорду До-мажор. Например, можно использовать связку аккордов До-мажор/Соль-мажор/Ля-минор/Фа-мажор или До-мажор/Ля-минор/Ре-минор/Соль-мажор.

Но самый важный совет: не стоит зацикливаться и сковывать себя рамками семи нот. Экспериментируйте и доверяйтесь своему слуху. В следующие разы разберём ещё уйму самых интересным тем самым доступным языком, и да прибудет с вами la musique.