Мозг знает как учиться, но не желает нам рассказывать об этом (часть 1)

"Я говорю ему "мой мозг", а в ответ гомерический хохот. Он принимает решения сам, а нам отправляет сигналы, типа "не беспокойся, это твоё решение".

Нашла лекцию Татьяны Черниговской (доктор филологии и биологии — лицо и посол современной науки в Петербурге. Профеcсор СПбГУ) "Как научить мозг учиться?".

Заинтересовало, что может нам предложить наука в лице Татьяны Владимировны.

Как организовать процесс получения образования?

Сейчас людей, имеющих проблемы с чтением, письмом и фокусировкой внимания огромное количество.

Забавно, что Профессор Татьяна Черниговская выдвигает, как одну из версий, причины появления этой проблемы:

- описание подобной ситуации, как проблемы,

- освещение и обсуждение её в СМИ, на всевозможных конференциях и симпозиумах.

Говорят, то же было и с микробами. Когда 24 апреля 1676 года Антони ван Левенгук открыл мир микробов и открытие подтвердило Лондонское Королевское общество, то они (микробы - эти маленькие злобные существа) появились в нашей жизни. :)

Может, не нужно "накачивать" мозг всевозможной информацией в школе?

Зачем детям знать, когда Наполеон стал императором?

Или, возможно, некоторым не понадобится знание логарифмов.

Если принять во внимание такую позицию, то

Первая причина, почему это делать не следует:

со временем мы станем дилетантами, имеющими очень узкую специализацию.

Второй довод в пользу широкого кругозора:

Обучение - процесс образования новых нейронных связей. Это - новые навыки, знания, привычки. Во взрослом возрасте обучаться сложнее, потому что отказ от старых знаний или привычек где-то в глубине сознания равнозначен угрозе жизни. Самому главному инстинкту очень трудно что-то предложить взамен.

Ещё одно доказательство, что качество жизни - непременное условие счастливого и здорового выживания.

Слегка перефразирую выражение:

"Ты - то, что ты ешь, говоришь, думаешь и слушаешь и трогаешь".

Ужасно или здорово, но мозг запоминает всё, что попадается. Только бОльшая часть информации складывается в папку "Другое". Прямо как у многих на компьютере. Вроде как запомнил, но бесполезно там что-то найти. Свалка информационного мусора.

Поэтому не нужно слушать плохую музыку, читать плохие книги, есть ядовитую и пищу, общаться с токсичными людьми... Весь этот яд будет храниться в подобной папке.

А вот и способы тренировки мозга.

1. Познакомиться с собой как можно раньше.

Я какой? Какая? Что я люблю?

Если речь идёт об обучении: что мне интересно? когда могу учиться? утром, днём, вечером?

Себе врать не надо - выйдет боком.

2. Разобраться, что нужно получить от информации.

Перед тем, как начать её поглощать, не вредно спросить себя: какая у меня задача на данный момент - выучить или сдать. Если сдать, то кратковременная память вам в руки, а для того, чтобы пользоваться знаниями - есть другие методики.

3. Развивать способности смотреть на ситуацию глазами Другого или Других.

С точки зрения другого индивидуума, другой культуры. Это умение стоит нынче дороже всех денег.

Пример: У вас предстоит сложный разговор. И необходимо проиграть наперёд несколько вариантов: взгляд и ответы со своей точки зрения, а также предположить реакцию собеседника. Если вы не можете сыграть партию за визави, то Вы проиграли заранее..

Эмоциональный интеллект вам в руки или в мозг, если хотите.

4. "В страданиях душа совершенствуется".

Так сказал папенька героине фильма "Формула любви" Марка Захарова. И это правда. осмелюсь сюда добавить: и мозг тоже регулярно нужно нагружать посильной тяжёлой работой.

Ключевое и по совместительству волшебное слово "регулярно". Почему волшебное? Читайте ниже.

Как пример - изучение древнегреческого. По совету Татьяны Владимировны одна 89-летняя женщина лишилась возможности жаловаться на отсутствие памяти, как только приступила к этим урокам.

5. Каллиграфия и стихосложение. См. п. 2.

В древнем Китае сдавали только эти два экзамена на руководящие должности.

При занятиях каллиграфией задействованы рука и мозг.

Подтверждаю наличие громадного эффекта за полгода уроков. Долгое время мой ребёнок был лидером по грязнописанию в нашем классе. Сейчас бывают даже пятерки за работы по русскому языку. Наш педагог начальной школы тоже с удивлением отметила изменения. Жаль, потом началась страшная лень - не смогла уговорить. А взять в охапку 30 кг упирающегося живого веса и нести мне уже не под силу.

Стихосложение - отдельная тема. Можно писать оды и поэмы только одному воздействию стихов на человека. А уж, если сочинять самому...

Не могу умолчать о том, что прекрасная музыка слов проникает в душу и меняет человека, иногда в корне.

6. Эффективная методика запоминания.

Быстро что-то выучить и лечь спать. А от себя добавлю, что другие исследователи мозга рекомендуют для прочного запоминания заучивание и повторение в течении нескольких дней. Например, накануне перед сном, потом на следующий день, далее через день, через два, раз в неделю. А и ещё пару повторов для закрепления - а там уж, говорят, никакими силами такое знание не выбьешь.

7. Ещё одна методика тренировки мозга.

Ложась спать, максимально подробно вспомнить события дня, начиная с подъёма.

8. А о музыке я продолжу в следующей статье.

Потому, что мне хочется рассказать вам интересную историю, которая началась давно, а окончание я узнала только этим летом. И она имеет отношение к тренировке мозга.

Мозг знает как учиться, но не желает нам рассказывать об этом (часть 2)

На этом канале я пишу о своём опыте обучения ребёнка на проекте На этом канале я пишу о своём опыте обучения ребёнка на проекте «Школа без школы».
За летние месяцы 2018 года (и, может, прихватим и сентябрь)
я хочу понять:
- сможет ли сын освоить "умение учиться" эффективно и без школы
- сколько при этом нужно сил и времени тратить работающей маме
- возможно ли выучить 1 предмет из школьной программы за 3 недели (теперь я знаю, это будет математика).