Школьный буллинг: что делать, если учитель «не замечает»?

Обычная травля одного ребенка или группы детей, которая всегда имела место в учебных заведениях, сейчас получила иностранное название. Но сути от этого не поменяла, и жестокости – тоже. Кажется, что школьники стали еще более нетерпимыми и агрессивными к «не таким».

Не всем взрослым понятен прессинг детского коллектива одного или нескольких ребят. Но еще более непонятно равнодушие педагогов к происходящему. Коронные фразы « Дети разберутся сами», или « Это они так играют» не срабатывают и не оправдывают безразличия учителя.

Да, факт буллинга нужно выявить и доказать, что это насилие, а никакая не игра. Но многие педагоги предпочитают оставаться в роли наблюдателей и отрицают факт травли ребенка даже перед его родителями, для которых очевидны признаки морального или даже физического издевательства.

Почему учителя замалчивают факты буллинга

Не хотим обидеть представителей профессии, но, по нашим наблюдениям, современный учитель больше сосредоточен на наборе предметных часов, нежели на воспитательной работе. Поэтому систематическая травля ребенка может остаться за пределами внимания педагога.

Еще: объектами буллинга, зачастую, становятся дети из неблагополучных семей, семей с низким материальным достатком, застенчивые и стеснительные ребята.

В первом случае педагог может не реагировать на факт травли потому, что знает, что дома ребенка тоже бьют, унижают или не обращают на него внимания – он привык, а родители с заявлениями в милицию не побегут, им не до того.

Во втором случае – педагогу не хочется вступать в конфликт с богатыми и влиятельными родителями зачинщиков травли (а ведь буллинг обычно затевают избалованные дети из небедных семей). А что родители жертвы? У них может и не хватить средств на длительные судебные разбирательства. Поэтому они «опасности» не представляют, а вот родители зачинщика могут и учителя сделать виноватым.

В третьем случае застенчивый ребенок может постесняться или побояться идти к учителю с жалобами на жестоких одноклассников, чтобы не прослыть ябедой. И здесь педагогу необходимо проявить максимум внимания и грамотного противостояния детской травле.

Ну, и еще одна причина процветания насилия в детских коллективах – безразличие к проблеме администрации учебного заведения, боязнь дирекции « подпортить» показатели и репутацию. Поэтому на бумаге школа может быть образцовой, а по факту – буллинговой.

Возможно ли прекратить травлю? И как?

Посмотрим правде в глаза – буллинг искоренить невозможно. Но ограждать жертву от буллеров – обязательно, поскольку травля в подростковой среде очень опасное явление, провоцирующее моральные травмы или даже суицид.

Как вести себя учителю

Ни в коем случае не пускать события на самотек и не ждать, когда дети сами разберутся. Буллеры «работают» на публику – им важен не столько сам факт унижения другого человека, сколько внимание со стороны зрителей. Вот этого внимания его и нужно лишить. А также показать, что не он здесь самый главный, самый сильный, да еще и безнаказанный.

Не пытаться вызвать у класса жалость к обиженному ребенку – они могут возненавидеть его еще больше. Эффективнее доказать, что жертва систематических унижений ничем не хуже агрессоров. А те – ничем не лучше жертвы.

Как вести себя родителям

Откровенно поговорить с ребенком, выяснить имена буллеров, причину травли.

Письменно уведомить о ситуации администрацию учебного заведения и местное управление образования.

Если ребенку причинен вред (пусть незначительный) – заявить об этом в правоохранительные органы. Проблема буллинга достаточно сложная и юридически толком не оформленная, но, тем не менее, есть надежда, что на родителей буллера будет наложен штраф, а его самого поставят на учет в полиции. Администрацию учебного заведения тоже можно привлечь к ответственности, если она пытается «замять» факт насилия над учеником.

Если ситуация зашла слишком далеко, обратиться за помощью к психологу.

Как вести себя ребенку

Рассказать о ситуации взрослым, которым можно доверять.

Помнить, что учитель и администрация школы несут ответственность за каждого ученика и за микроклимат в коллективе – они обязаны реагировать и защитить тебя при необходимости.

Не показывать агрессору, что ты напуган или подавлен, сохранять зрительный контакт с ним, отвечать на насмешки спокойным и ровным голосом.

Помни, что твое волнение, неуверенность и дрожь в голосе, сжимание в комок от страха – то, чего и добивается обидчик, чтобы показать свое превосходство. Не доставляй ему такого удовольствия.

И помни – ты не можешь быть хуже других. Несмотря ни на что: ни на внешность, ни на материальное положение твоих родителей, ни на качества характера, ни на особенности поведения. Ты – личность, а буллер хочет ее в тебе подавить. Не позволяй ему этого никогда и ни за что.