Разоблачительный пост

Как первый блин не всегда комом (новая блинная сковородка и помощь бабушки в приготовлении теста нельзя исключить), так и первый пост не всегда скучный. Мой, впрочем - скукота страшная.

Но этот пост - второй, а потому я намерен сразу сорвать покровы с некоторых околописательских дел и рубануть правду-матку, от которой сотрясется не одно издательское кресло.

Итак, вы что-то там написали, и даже сносно, так, что издательство готово заключить с вами договор.

Не знаю, на что вы надеялись, но будет все примерно так
Не знаю, на что вы надеялись, но будет все примерно так

Вот на этом шаге и попадает в кабалу каждый второй писатель. Авторский договор куда хуже кредитного. Про мелкий шрифт в кредитном знает даже ребенок, мол, там вся суть, сколько на самом деле намерен слупить с вас банк.

В авторском никакого мелкого шрифта, все обычным, крупным, и это подкупает творческие ранимые души. Они подмахивают контракты не глядя и на ближайшие несколько лет становятся литературными рабами. Потому что:

  • им суждено писать в промышленных масштабах, причем сюжет продумывают уже не они, за них думают специально обученные люди, которые знают, что именно хочет потребитель.
  • творить приходится по факту в соавторстве с другими литературными рабами, с той разницей, что ваше имя, ставшее брендом, будет на обложке, а про них никто никогда не узнает. Слава вся вам, да, ведь вы именно ее искали?
  • денег вы за каждую проданную копию получать скорее всего уже не будете: в договоре может оказаться фиксированный ежемесячный авторский гонорар.
  • по условиям контракта вы должны будете работать на издательство ближайшие 5-10 лет, причем условия меняются только по инициативе жадного издателя.

Этого вы хотели? Вбрасывать на рынок похожие один на другой детективы о тетке с собачками, которая аки миссис Марпл распутывает одно преступление за другим и до сих пор жива? Наверное, все же нет. А потому:

1. внимательно читайте договор (контракт). Если есть возможность - дайте его юристу и с его помощью внесите коррективы.

2. не подписывайте его кровью, потому что если вы не девственница, ваша кровь все равно не имеет магического действия (шучу).

3. уточняйте условия оплаты на берегу. Лучше договориться на долю с каждой проданной книги, чем на фикс. Вы же крутой писатель и спрос на вас будет бешеным!

4. не передавайте издательству исключительные права на свое произведение. Вы не баннеры рекламные для контактика верстаете, а создаете книги, результат серьезного труда.

Иначе жадюга-издатель наживется на еще одном наивном авторе, а автор так никогда и не станет знаменитым.