Найти в Дзене
Андрей Гелерман

13.07.2019 г. Обзор поправок в проект изменений и упрощений в 115-ФЗ

Ко второму чтению в законопроект, обзор которого был здесь, были внесены поправки, часть из которых рекомендована к отклонению, а часть – к принятию. При этом внесенные ранее предложения остаются!

Начну с тех, которые рекомендованы к отклонению. Авторство всех этих поправок принадлежит К. Затулину. Что он предлагает:

🔹 разрешить подавать на РВП без учета квоты по браку по месту фактического или преимущественного проживания супруга(и) - гражданина(ки) РФ. То есть предлагает по сути отменить введенную ранее норму о том, что подавать на РВП по браку можно только в том субъекте РФ, в котором супруг(а) – гражданин(ка) РФ зарегистрированы по месту жительства. Напомню, что эта норма была введена для борьбы с фиктивными браками;

🔹 выпускникам государственных образовательных организаций, являющихся гражданами стран бывшего СССР, разрешить подавать сразу на ВНЖ, а не на РВП без учета квоты, как предлагается первой редакцией проекта;

🔹 разрешить подавать на РВП без учета квоты либо на ВНЖ без получения РВП тем, кто переселяется в РФ на ПМЖ в соответствии с международным договором РФ об упрощенном порядке приобретения гражданства. Смею предположить, что речь идет о гражданах Казахстана и Кыргызстана, которые подпадают под действие так называемого 4-стороннего соглашения;

🔹 отказывать в выдаче либо аннулировать РВП либо ВНЖ не за 2 и более админправонарушения (кроме наркотиков), а за несвоевременную оплату штрафов за эти правонарушения;

🔹 там, где речь идет о выдаче ВНЖ родственникам депортированных из Крымской АССР, убрать слово «незаконной» перед словом «депортации». Тут у меня 2 варианта: 1) либо он предполагает, что всех, кого депортировали, депортировали незаконно, 2) либо ему просто неважно, законно депортировали либо нет;

🔹 дать право обратиться за получением ВНЖ без получения РВП тем лицам и их родственникам, которые были депортированы по этническому признаку, по аналогии с депортированными из Крымской АССР. Не знаю, много ли граждан бывшего СССР были депортированы по такому признаку. Вообще о таком слышу и читаю впервые именно здесь.

Теперь о тех поправках, которые рекомендованы к принятию. Не буду описывать поправки, которые просто приведены в соответствие требованиям русского языка, лингвистическим нормам и т.п. Опишу только то, что действительно важно. Почти все такие поправки внесены группой депутатов под предводительством С. Гаврилова, но есть и те, которые внесены все тем же К. Затулиным. Итак, что предлагается:

🔹 дать право обращаться за получением РВП без учета квоты тем иностранным гражданам, которые имеют право обратиться за получением ВНЖ без получения РВП. Хорошее предложение, учитывая, что не всем нужен ВНЖ. Есть люди, которым вполне достаточно РВП;

🔹 дать возможность получить РВП без учета квоты несовершеннолетним детям тех иностранцев, которые уже имеют РВП. Выдавать РВП ребенку будут на срок действия РВП родителя. Хорошее предложение: по действующему на сегодняшний день законодательству ребенок иностранца, имеющего РВП, может получить РВП только если он родился в РФ либо получил квоту. Аналогичное предложение выдвинуто в отношении совершеннолетних недееспособных либо ограниченных в дееспособности иностранцев;

🔹 для иностранцев, признанных НРЯ, отменить требование не только представления заявления о выходе из имеющегося гражданства при подаче на ВНЖ, но и внесенное раньше предложение о представлении копии нотариально заверенного заявления об отказе от имеющегося гражданства, отправленного в консульский отдел посольства страны своего гражданства. Неплохое, очень неплохое предложение. Даже при условии, что для многих государств такой отказ никакой силы не имеет. Знаю точно, что многие граждане Украины, признанные НРЯ, которым на данный момент законодательством позволено отправлять нотариально заверенное заявление об отказе от гражданства Украины, боялись это делать. И либо не подавали на ВНЖ, либо шли на хитрость (не скажу какую 😊);

🔹 по аналогии с РВП дать возможность подать на ВНЖ без получения РВП ребенку, родитель которого уже имеет ВНЖ либо только подает на ВНЖ. Это же относится и к совершеннолетним недееспособным либо ограниченным в дееспособности иностранцам;

🔹 относительно иностранцев, которые работают по профессии (специальности, должности) из перечня Минтруда убрать внесенное первоначально требование об осуществлении трудовой деятельности по такой профессии (специальности, должности) не менее 6 месяцев и обязательно на момент подачи заявления. Если он ранее осуществлял такую трудовую деятельность не менее 6 месяцев, то у него остается право подать на ВНЖ;

🔹 дать возможность обратиться за получением ВНЖ отличникам – выпускникам очной формы обучения по программе, имеющей госаккредитацию;

🔹 дать возможность получить ВНЖ лицам, указанным в частях первой и третьей статьи 41.1 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”. Действительно, не всем нужно гражданство РФ, некоторым достаточно ВНЖ;

🔹 убрать трехгодичный срок действия ВНЖ для ВКС и членов их семей. Срок действия такого ВНЖ будет равняться сроку действия разрешения на работу ВКС.

Лично для меня остался открытым вопрос о том, какой ВНЖ (срочный или бессрочный) получат те иностранцы, которые обратились за его получением до принятия изменений в закон, а должны будут его получить уже после вступления закона в силу.

Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано на 17.07.2019 г. согласно календарю заседаний Госдумы. Ждем...

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты