Говорухин о Высоцком (избранные цитаты кинорежиссёра о великом барде)

Каким был любимый многими Владимир Семёнович? Приводим отрывки из интервью Дмитрия Гордона со Станиславом Говорухиным. Полная версия интервью представлена на портале YouTube и доступна для просмотра по этой ссылке.

Кадр из интервью Дмитрия Гордона со Станиславом Говорухиным
Кадр из интервью Дмитрия Гордона со Станиславом Говорухиным

Про память Высоцкого

— У него была феноменальная память. Он все запоминал «с лёта». А иначе как бы было? Он же ни воевал, ни сидел, ни летал, ни ходил по горам. Откуда он всё это знал? Из рассказов — он умел слушать и пропускать через себя.

Про съёмки фильма «Место встречи изменить нельзя»

— Когда начался первый съёмочный день — это было 10 мая 1978 года. У Марины Влади был день рождения как раз. Мы поселились на даче под Одессой у наших знакомых. У нас была съёмка в бильярдной, потом поехали праздновать маринин день рождения. Она отвела меня в другую комнату, встала передо мной на колени и говорит: «Славочка, я тебя сильно прошу: отпусти Володю. Он хочет поехать в Америку, Париж, в Канаду, на Таити. Он не сможет целый году принимать участие в съёмках».

Потом Володя пришёл, говорит: «Славик, мне так мало осталось. Я хотел бы мир повидать. Я не могу тратить год на эту картину». Я говорю: «Володя, ну ты что — сумасшедший? Мы уже снимаем. Картину закроют, меня выгонят из кино, тебе нигде и никогда не разрешат сниматься. Не волнуйся: ты побываешь и на Таити, и в Америке. Мы, правда, сделали ему такой режим создали, что он побывал и на Таити, и в Америке во время съёмок, и вообще его на съёмках не было. Дело доходило до того, что, например, есть такой эпизод — погоня Фердинанда за Студебеккером, и там очень много сцен. Ни в одной этой сцене Высоцкий не снимался. Вообще. Всё снимали без него. Актёры обращались в пустоту. Режиссёр за него отвечал. А потом буквально за полдня сняли крупные планы Высоцкого для всех эпизодов. Вот до такой степени».

Хотел ли он исполнять свои песни в фильме «Место встречи изменить нельзя»?

— Да, Володя хотел петь в этой картине. Но я сказал: «Володя, этого нельзя делать. Это картина серьёзная. Жеглов — фигура непростая. Она может быть очень символической для поколения. И если в ней люди начнут путать Жеглова с Высоцким, то эффекта не будет. Это Жеглов, а не Высоцкий». И так он и остался этот Жеглов в своих начищенных сапогах, который никак не ассоциировался с Высоцким. Просто настоящий милицейский тип, каких тогда было много, преданных своему делу. Обиделся на меня он страшно. Я сказал: нет, ни за что, ни за какие коврижки.

Что за человек был Высоцкий, если его охарактеризовать в двух-трёх фразах?

— Попробуй охарактеризуй в двух-трёх фразах Пушкина или Достоевского. Ну как охарактеризуешь Высоцкого в двух-трёх фразах? Вот я говорил, он умел слушать. Он был очень контактен, быстро сдружался и использовал человека на полную катушку, пока он ему становился неинтересен — он всё из него выжимал. А как же иначе? Он же не был солдатом, правильно? А когда слушаешь его военные песни, кажется, что их сочинил какой-то израненный, видавший виды солдат, прошедший от Волги до Берлина.

О дружбе с золотопромышленником Вадимом Тумановым

— Всё, что он черпал из жизни и что пелось в его песнях, всё это из рассказов очевидцев. Например, последние пять лет он жил, не расставаясь, с Вадимом Ивановичем Тумановым. У Вадима Ивановича тяжёлая интереснейшая судьба. Когда Высоцкий с ним познакомился, то целые ночи напролёт Вадим рассказывал ему всякие истории, а Володя слушал, иногда брал гитару, начинал чего-то петь, а потом говорил: «Нет, давай, давай, Вадим, рассказывай дальше». У него есть несколько песен, навеянных рассказами Вадима Ивановича, ну, например, «Я на Вачу ехал плача, возвращаюсь — хохочу!», «Побег на рывок» и так далее.

О Марине Влади

— Она сильно обижена на всех нас. По разным причинам. То, что выяснилось, что в последние годы у Высоцкого была любовь — Оксана Афанасьева. Мы-то о ней знали, а она нет. Восприняла это как предательство. В общем, она общаться с нами не испытывает большого желания.

О предчувствии смерти

— Да, он предчувствовал свою кончину. И это хорошо чувствует в его песнях: «Я когда-то умру...», «Памятник», «Придёт и мой черед, вослед мне дуют в спину, гонят к краю. В душе — предчувствие как бред, что надломлю себе хребет и тоже голову сломаю». Во всех песнях рассыпано это предчувствие близкого конца.

Он должен быть умереть рано?

— Конечно. Он жил с такой фантастической скоростью. Он прожил три-четыре срока за свои 40 лет.