Как матросы с «Авроры» погибали в уральских лесах?

9,1k full reads
21k story viewsUnique page visitors
9,1k read the story to the endThat's 42% of the total page views
9 minutes — average reading time

Как известно, холостой выстрел крейсера 1-го ранга «Аврора» стал сигналом к штурму Зимнего дворца в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года. Матросы с этого корабля, да и со всего Балтийского флота, были своеобразной гвардией Октябрьской революции, которая отправилась на фронты Гражданской войны, чтобы защищать недавно созданную советскую республику...

Крейсер 1-го ранга «Аврора» на стоянке в Петрограде. 1917 год
Крейсер 1-го ранга «Аврора» на стоянке в Петрограде. 1917 год
Крейсер 1-го ранга «Аврора» на стоянке в Петрограде. 1917 год

Немало моряков с Балтийского флота осенью 1918 года оказалось на Урале, из них были сформированы отряды, в частности, в уездной Чердыни и даже целые полки, как например, 1-ый морской Кронштадтский. Поскольку матросы в сравнении с обычной пехотой были в целом более грамотными и знакомыми с техникой людьми ими нередко укомплектовывались экипажи бронепоездов. Несколько таких железнодорожных броневиков (так называли и поезда, а не только автомобили) было создано рабочими депо станции Чусовская.

Один из железнодорожников, А.И.Першаков, так воспоминал об этом:

«В октябре 1918 года чусовлянам поручили построить бронепоезд для красной гвардии… Мне, как разметчику, выпала большая честь вести разметку бронелистов, делать каркас на паровоз и на платформы, чтобы навесить бронелисты, сделать амбразуры, пулемётные гнезда и площадки для орудий с торцовой стороны вагонов… Не было никаких чертежей и даже эскизов. Приходилось сначала по паровозу или платформам примериться, потом сделать эскиз и лишь после этого размечать детали…».

Вид на станцию Чусовская Пермской железной дороги. Открытка начала ХХ века
Вид на станцию Чусовская Пермской железной дороги. Открытка начала ХХ века
Вид на станцию Чусовская Пермской железной дороги. Открытка начала ХХ века

К началу ноября был готов уже бронепоезд под номером 2. Он представлял собой состав из двух броневагонов, между которыми находился бронированный паровоз. Спереди и сзади к вагонам прицеплялись полуплатформы, на которые грузили рельсы, шпалы, костыли, подошвы, инструменты для ремонта путей, починка полотна была регулярной и жизненно важной для экипажа работой. Пути во время боёв часто повреждались снарядами или диверсионными группами противника. Помимо этого, полуплатформы играли роль буфера для защиты боевой части бронепоезда от подрывов. Штатное вооружение бронепоезда №2 состояло из двух 3-дюймовых пушек и 20 пулемётов.

Как писал один из краеведов:

«Бронепоезд был далёк от того, чтобы называться стальной крепостью. Паровоз был покрыт броневой завесой в чусовском депо и был в середине сцепа, по обе стороны от него были два пульмановских вагона с высокими бортами. Основной защитой этих вагонов были мешки с песком, уложенные вдоль бортов. Концевые борта были сняты, там были установлены полевые орудия. Для защиты расчётов спереди орудий до самых орудийных люлек были уложены шпалы, скреплены скобами. Сектор обстрела орудий был ограничен».

Командовать броневиком был назначен И.Н.Деменев, он же должен был сформировать экипаж. Заместителем командира стал И.А.Шерстобитов.

Иван Никитич Деменев родился в 1892 году на станции Копи (сейчас она находится в черте г. Александровска), учился в Кизеловской железнодорожной школе. В 1908 году в возрасте 16 лет пошёл работать на шахту в Кизеле. В 1911 году вместе с семьей переехал на железнодорожную станцию Усольская (ранее Веретье, Солеварни, Усолье, сейчас станция Березники), где в депо получил специальность слесаря, а затем и помощника машиниста паровоза. В 1913 году его призвали на срочную службу в армию. С начала войны Деменев сражался на Северо-Западном фронте: сперва в пехоте, потом в автомобильных частях. Получил три ранения. После последнего был направлен в артиллерийские мастерские Балтийского флота, где стал сторонником большевиков. Вернувшись на станцию Усольская после февральской революции, явился одним из участников создания сначала боевой дружины, а затем красной гвардии.

Солдаты и матросы крейсера 1-го ранга «Аврора» на одной из улиц Петрограда. Февраль 1917 года. Фотограф В.К. Булла. ЦГАКФФД. Г 191
Солдаты и матросы крейсера 1-го ранга «Аврора» на одной из улиц Петрограда. Февраль 1917 года. Фотограф В.К. Булла. ЦГАКФФД. Г 191
Солдаты и матросы крейсера 1-го ранга «Аврора» на одной из улиц Петрограда. Февраль 1917 года. Фотограф В.К. Булла. ЦГАКФФД. Г 191

Шерстобитов Иван Андреевич родился в одной из деревень Соликамского уезда. Учился сначала в Лёнвенской школе, затем в церковно-приходской школе Усолья. Работал на содовом заводе. В 1913 году был призван в армию. Служил матросом на броненосном крейсере «Рюрик». Принимал участие в штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. В конце того же года с мандатом Н.И.Подвойского, первого советского наркома по военным делам, выехал на Урал. Принимал участие в организации красногвардейских отрядов. При формировании экипажа бронепоезда №2 получил назначение на должность командира пулемётной команды и заместителя командира.

Деменев и Шерстобитов сколачивали экипаж из проверенных людей: ремонтников, артиллеристов, пулемётчиков, имевших боевой опыт, отдавая приоритет бывшим матросам из местных уроженцев. Хотя среди набранных оказались даже несколько человек с «Авроры», всё же большинство команды в итоге оказалось из рабочих Лёнвы, Дедюхина, Усолья, Чусового и Лысьвы. Штатная численность экипажа превышала 80 человек .

Вид на Лысьву. Рубеж XIX - начала ХХ веков
Вид на Лысьву. Рубеж XIX - начала ХХ веков
Вид на Лысьву. Рубеж XIX - начала ХХ веков

По началу новый броневик успешно воевал на Лысьвенском направлении Восточного фронта, поддерживая Особую бригаду, в составе которой воевал интернациональный батальон Ференца Мюнниха. В конце ноября части 3-ей армии красных готовились к наступательным действиям, однако тем же самым занимались в тот момент и белые. 27 ноября 1918 года бронепоезд прибыл на станцию Лысьва для заправки топливом и водой, имея трёхдневный запас боеприпасов. Внезапно Деменеву поступил приказ утром 28 ноября прибыть в штаб Особой бригады, располагавшийся в посёлке. В это же время бронепоезд под командованием заместителя Деменева – Шерстобитова отправился в район станции Кын, где тогда проходил фронт, для непосредственной поддержки частей Особой бригады. 29 ноября он должен был вернуться в Лысьву, чтобы забрать командира, но случилось непредвиденное, белые опередили красных и начали наступление раньше их. Броневик действовал между станциями Кын и Кумыш и был выдвинут на помощь двум ротам 1-ого Лесновско-Выборгского полка. Бой прошёл удачно, но при возвращении бронепоезд попал в ловушку – белые разобрали пути.

Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 20 часов 30 ноября 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года
Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 20 часов 30 ноября 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года
Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 20 часов 30 ноября 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года

30 ноября белый генерал А.Г.Укке-Уговиц – командир 2-й Сибирской стрелковой дивизии 1-го Средне-Сибирского армейского корпуса Северной группы войск генерал-майора А.Н.Пепеляева приказал своим частям взять село Крутой Лог. Для его выполнения 8-ой Бийский полк из состава дивизии в 4 часа утра 1 декабря выдвинулся из деревни Северная в направлении на Крутой Лог с целью занятия села, одновременно выслав отряд для порчи железной дороги у деревни Палёный Лог, неподалёку от которой находился разъезд.

Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 10 часов 1 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года
Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 10 часов 1 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года
Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 10 часов 1 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года

Для осуществления диверсии была выслана команда пешей разведки 8-го Бийского полка под руководством поручика Кулигина. У деревни Палёный Лог было найдено подходящее место: с одной стороны путей поляна, с другой – почти отвесный обрыв горы, покрытой лесом. Белые вынули костыли, разобрав таким образом путь, но оставив на полотне дороги рельсы в прежнем положении, а сами заняли позицию на горе.

Местность в районе, прилегающем к бывшей деревне Палёный Лог. 2013 год. Фото https://nik-ratibor.livejournal.com
Местность в районе, прилегающем к бывшей деревне Палёный Лог. 2013 год. Фото https://nik-ratibor.livejournal.com
Местность в районе, прилегающем к бывшей деревне Палёный Лог. 2013 год. Фото https://nik-ratibor.livejournal.com

Далее белая и красная версии событий расходятся. Сначала рассмотрим белую версию.

В соответствии с ней авария произошла следующим образом. Бронепоезд влетел на разобранные пути и сошёл с рельс. Разведчики поручика Кулигина открыли прицельный огонь, не давая экипажу выйти из броневика для ремонта дороги. Экипаж не мог эффективно применять штатное вооружение из-за отвесной горы. На следующий день при попытке экипажа прорваться из окружения разведчики 8-го Бийского полка захватили бронепоезд, при этом был смертельно ранен поручик Кулигин. Часть красных прорвалась к своим.

Полковник Анатолий Николаевич Пепеляев. Август-сентябрь 1918 года
Полковник Анатолий Николаевич Пепеляев. Август-сентябрь 1918 года
Полковник Анатолий Николаевич Пепеляев. Август-сентябрь 1918 года

Генерал-майор Пепеляев по этому случаю издал приказ по корпусу:

«2-го сего декабря в бою при д. Палёный Лог пешей командой разведчиков 8-го Бийского Сибирского стрелкового полка был взят броневик противника, при чем руководитель этого захвата, начальник команды поручик Кулигин от полученных в бою ран скончался. В память погибшего смертью героя поручика Кулигина передаю этот броневик в собственность частей 2-й Сибирской стрелковой дивизии и приказываю наименовать его и сделать на нём надпись «Броневик имени начальника команды пешей разведки 8-го Бийского Сибирского стрелкового полка поручика Кулигина».

Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 20 часов 1 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года
Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 20 часов 1 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года
Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 20 часов 1 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года

Теперь красная версия событий.

Член экипажа бронепоезда и участник боя А.С.Симанов оставил следующее свидетельство:

«Однажды пошли на ст. Кормовище заправляться. Видим: около Палёного Лога полотно железной дороги разобрано и неизвестно на какое расстояние. Наблюдатель сообщает об этом Шерстобитову, тот приказывает машинисту дать задний ход. Но машинист не выполнил приказа командира, завёл бронепоезд на разобранное полотно. В это время белые пошли на нас в атаку. Мы открыли огонь из всех пулемётов и орудий. Сильный бой продолжался часа три… Я пошел к командиру. Он, перерезанный пулемётным огнем, застыл у открытой амбразуры с ручным пулемётом в руках… комиссар сказал: «Будем продолжать бой». Он приказал стрелять не из всех пулемётов и орудий, чтобы дать возможность им охладиться. На вторые сутки враг не ослаблял натиск. Убитые и раненые у нас прибывали. Пулемёты выходили из строя. На третьи сутки остались исправными только два пулемёта и одно орудие. В это время ранило комиссара. Но и враг был уничтожен почти полностью. Бой стал стихать. Решили выйти и вынести всех раненых, а бронепоезд взорвать. Забрали с собой оружие, отошли на несколько метров и подожгли шнур . После взрыва начали выбираться».

Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 10 часов 2 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года
Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 10 часов 2 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года
Сводка по Лысьвенскому направлению по состоянию на 10 часов 2 декабря 1918 года // Известия исполнительного комитета Совета железнодорожных депутатов Пермской дороги. 3 декабря 1918 года

Один из краеведов в 1967 году, изучив тему по свидетельствам местных жителей и документам, увидел это несколько иначе:

«30 ноября 1918 г., отбиваясь от наседающих колчаковцев БП благополучно прошел глубокую выемку, где ж/д делает крутой изгиб и вышел к разъезду Палёный Лог. Здесь были развинчены рельсы и конец одного стыка лошадьми оттянут в сторону. Сделано это было под управлением колчаковского офицера кулаками д. Палёный Лог. До 1 декабря экипаж отбивался от белых, прикрывая группу, которая пыталась поднять БП на рельсы. 1 декабря смысл работы утратился, т.к. колчаковцы выкатили на прямую наводку пушку и после нескольких выстрелов пробили у паровоза сухопарник. Ночью 16 живых пошли на прорыв. Шерстобитов был тяжело ранен. ...Он же взорвал бронепоезд, бросив гранату в боеприпасы и погиб сам… В горящих остатках БП патроны рвались три дня».

Командующий 3-ей армией Восточного фронта Р.И.Берзин (Берзиньш). Ноябрь 1918 года
Командующий 3-ей армией Восточного фронта Р.И.Берзин (Берзиньш). Ноябрь 1918 года
Командующий 3-ей армией Восточного фронта Р.И.Берзин (Берзиньш). Ноябрь 1918 года

Следующий вариант событий изложен командармом Рейнгольдом Берзиным в его приказе по армии.

Приказ по войскам 3 армии Восточного фронта г.Пермь № 503 7 декабря 1918 года

«Объявляю нижеследующий героический подвиг балтийских моряков команды бронепоезда №2.
     Получив приказание 30 ноября упорно удерживать линию железной дороги в районе Крутого Лога, что в 8 верстах западнее станции Кумыш, команда броневика доблестно и самоотверженно выполнила задачу, оставаясь всё время без пехотного прикрытия и будучи окружена многочисленным врагом – около 2 тысяч, геройски отбиваясь от наседающего противника.
     Получив сведения о фланговом окружении двух рот Лесновско-Выборгского полка [у] ст. Кумыш, броневик, пробив дорогу и нанеся тяжёлые потери врагу и дезорганизовав его, дал возможность вышеозначенным ротам выйти из критического положения.
     Но, отступая, противник разобрал пути, замаскировав повреждения, и броневик сошёл с рельсов. Это случилось около 11 часов 1 декабря.
     Верные сыны революции – герои Красной Балтики продолжали столь же доблестно отбиваться от неоднократно переходивших в атаку превосходящих сил <…>
     В продолжение всего дня 1 декабря была слышна вплоть до глубокой ночи сильная орудийная и пулемётная стрельба, говорящая, что жив бунтарский дух героев и не сломлено их безумно храброе сопротивление, поддерживаемое в столь долгой схватке железной волей революционера и верностью революции.
     С этого момента мы потеряли связь с броневиком, оставшимся среди равнин, занесённых снегом, лицом к лицу с разъярённым врагом, без помощи и даже надежды на неё.
     Позднее, по сообщениям прорвавшихся с броневика израненных и измученных двухдневным непрерывным боем моряков, выяснилось, что, видя своё безвыходное положение и желание противника во что бы то ни стало овладеть броневиком, оставшиеся в живых решили взорвать один броневой вагон, что и было выполнено.
     Перейдя на другую платформу, смельчаки продолжали честно выполнять свой долг Красной Советской России и, склоняясь долу, друг за другом сражённые пулями, вписывали своей драгоценной кровью благородные, редкие простотой и величием подвиги на страницы истории борьбы за великую идею.
     По последним сообщениям, около 15 часов 2 декабря в указанном месте всё ещё была слышна пулемётная стрельба, подававшая нам своей трескотнёй последнюю телеграмму о том, что революционер-пролетариат не сдаёт своего поста до тех пор, пока не ляжет костьми на поле битвы Правды с Кривдой.
     Преклонитесь же все, как преклоняюсь и я, перед павшими в этом бою, ибо их подвиг – прекрасное безумство и великая жертва, принесённая на алтарь трудового народа.
     Только жертвуя всем, можно получить всё!
     Вечная память павшим в неравном бою!
     Вечная слава живым»!

Памятник погибшим бойцам экипажа бронепоезда № 2 в урочище Палёный лог. 2010 год
Памятник погибшим бойцам экипажа бронепоезда № 2 в урочище Палёный лог. 2010 год
Памятник погибшим бойцам экипажа бронепоезда № 2 в урочище Палёный лог. 2010 год

По некоторым данным, непосредственно в бою у Палёного Лога из экипажа бронепоезда погибли 19 человек и был ранен 21. В живых после боя осталось 23 человека. Местные жители похоронили 14 членов команды в лесу за железной дорогой. На месте захоронения в 1967 году был установлен скромный обелиск.

Памятник бойцам бронепоезда №2 по проекту Г.П.Контарева на площади у железнодорожного вокзала г. Березники. 2012 год. Фото https://zen.yandex.ru/vedmed1969
Памятник бойцам бронепоезда №2 по проекту Г.П.Контарева на площади у железнодорожного вокзала г. Березники. 2012 год. Фото https://zen.yandex.ru/vedmed1969
Памятник бойцам бронепоезда №2 по проекту Г.П.Контарева на площади у железнодорожного вокзала г. Березники. 2012 год. Фото https://zen.yandex.ru/vedmed1969

Командир бронепоезда Деменев в 1919 году был направлен в Петроград, где участвовал в защите города во время наступления армии Юденича. В марте 1919 года он стал помощником командира автоброневого отряда, а позднее комиссаром бронесил 7-й армии. Погиб в бою 9 февраля 1920 года. На здании железнодорожного вокзала в городе Березники Пермского края установлена мемориальная доска в его честь, рядом с привокзальной площадью находится улица его имени.

© polikliet

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки