Как строилась первая очередь московского метро? 15 фото к 90-летнему юбилею

В этом году исполняется 90 лет с начала строительства московского метрополитена. 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада Л.М. Кагановича о московском коммунальном хозяйстве было принято решение о начале строительства метро в столице СССР – Москве.

23 августа того же года Совнарком был назначен начальник строительства – П.П. Роттерт, до этого руководивший возведением Днепрогэса.

10 декабря 1931 года началось строительство со стороны Сокольников. Первая очередь метрополитена должна была связать северо-восток, юго-запад и запад тогдашней Москвы, протянувшись от Сокольников до Крымского моста и от библиотеки им. В.И.Ленина до Смоленского рынка.

Планировалось строить в основном открытым способом, но в итоге значительная часть проходки была сделана на глубине шахтным методом.

В первые два года строительство столкнулось с большими трудностями, для преодоления которых пришлось привлекать иностранных специалистов, нехватка рабочих рук компенсировалась мобилизацией населения Москвы на субботники.

Станции с самого начала строились по индивидуальным проектам, для них использовались лучшие материалы со всей страны, но техники не всегда хватало. Сложности с комплектацией оборудованием привели к тому, что к ранее намечавшемуся сроку, 7 ноября 1934 года, метрополитен открыть не удалось, т.к. не было эскалаторов.

За 200 тысяч золотых рублей у одной из двух в мире фирм-производителей был закуплен один эскалатор. Он был разобран, тщательно изучен и скопирован с некоторыми доработками, в частности, была увеличена длина лестниц. В январе 1935 года появился первый советский серийный эскалатор. 4 февраля 1935 года по линии прошёл первый тестовый поезд. 6 февраля 1935 года все работы по монтажу оборудования были закончены. Официальное же открытие метро в Москве состоялось 15 мая 1935 года.

Ниже можно увидеть план метро на момент его открытия, прорисовку грунтов на схеме с разрезом трассы метро и чуть более десятка фотографий строительства.

План линий первой очереди московского метрополитена, запущенного в эксплуатацию в 1935 году. Фото с web-сайта http://n-metro.ru
План линий первой очереди московского метрополитена, запущенного в эксплуатацию в 1935 году. Фото с web-сайта http://n-metro.ru
План линий первой очереди московского метрополитена, запущенного в эксплуатацию в 1935 году. Фото с web-сайта http://n-metro.ru
Схема первой линии московского метрополитена в разрезе. Первая половина 1930-х годов.
Схема первой линии московского метрополитена в разрезе. Первая половина 1930-х годов.
Схема первой линии московского метрополитена в разрезе. Первая половина 1930-х годов.
Шахта 18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты. Район станции «Кировская» (сейчас «Чистые пруды»). [1932-33 годы]
Шахта 18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты. Район станции «Кировская» (сейчас «Чистые пруды»). [1932-33 годы]
Шахта 18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты. Район станции «Кировская» (сейчас «Чистые пруды»). [1932-33 годы]
Рабочие лесопильного завода №1 имени Ильича трудятся на субботнике по строительству метро в районе Волхонки. [1932-33 годы]
Рабочие лесопильного завода №1 имени Ильича трудятся на субботнике по строительству метро в районе Волхонки. [1932-33 годы]
Рабочие лесопильного завода №1 имени Ильича трудятся на субботнике по строительству метро в районе Волхонки. [1932-33 годы]
Панорама открытого строительства метро на улице Волхонка возле ГМИИ. [1932-33 годы]. ГАРФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 498. Л. 99
Панорама открытого строительства метро на улице Волхонка возле ГМИИ. [1932-33 годы]. ГАРФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 498. Л. 99
Панорама открытого строительства метро на улице Волхонка возле ГМИИ. [1932-33 годы]. ГАРФ. Ф. Р-7952. Оп. 7. Д. 498. Л. 99
Шахтёры метростроя в забое штольни. [1932-33 годы]
Шахтёры метростроя в забое штольни. [1932-33 годы]
Шахтёры метростроя в забое штольни. [1932-33 годы]
Строительство метро в районе станции «Красные ворота». [1932-33 годы]
Строительство метро в районе станции «Красные ворота». [1932-33 годы]
Строительство метро в районе станции «Красные ворота». [1932-33 годы]
Строительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького». [1934 год]. Из фондов Главного архивного управления г. Москвы
Строительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького». [1934 год]. Из фондов Главного архивного управления г. Москвы
Строительство южного наземного вестибюля станции «Парк культуры имени Горького». [1934 год]. Из фондов Главного архивного управления г. Москвы
Строительство южного наземного вестибюля станции «Крымская площадь» («Парк культуры имени Горького»). [1934 год]. Из фондов Главного архивного управления г. Москвы
Строительство южного наземного вестибюля станции «Крымская площадь» («Парк культуры имени Горького»). [1934 год]. Из фондов Главного архивного управления г. Москвы
Строительство южного наземного вестибюля станции «Крымская площадь» («Парк культуры имени Горького»). [1934 год]. Из фондов Главного архивного управления г. Москвы
Лазарь Каганович и Никита Хрущёв беседуют с молодыми строителями московского метро. 1934 год
Лазарь Каганович и Никита Хрущёв беседуют с молодыми строителями московского метро. 1934 год
Лазарь Каганович и Никита Хрущёв беседуют с молодыми строителями московского метро. 1934 год
Первые пассажиры московского метро совершают пробный рейс на станцию «Сокольники». [15 января 1934 года]
Первые пассажиры московского метро совершают пробный рейс на станцию «Сокольники». [15 января 1934 года]
Первые пассажиры московского метро совершают пробный рейс на станцию «Сокольники». [15 января 1934 года]
Архитекторы Алексей Душкин и Яков Лихтенберг (в центре) на станции «Дворец Советов» (сейчас «Кропоткинская») во время строительства. 1935 год
Архитекторы Алексей Душкин и Яков Лихтенберг (в центре) на станции «Дворец Советов» (сейчас «Кропоткинская») во время строительства. 1935 год
Архитекторы Алексей Душкин и Яков Лихтенберг (в центре) на станции «Дворец Советов» (сейчас «Кропоткинская») во время строительства. 1935 год
После завершения первой линии метро в Москве ударники совершают первую поездку на новом поезде. [4 февраля 1935 года]
После завершения первой линии метро в Москве ударники совершают первую поездку на новом поезде. [4 февраля 1935 года]
После завершения первой линии метро в Москве ударники совершают первую поездку на новом поезде. [4 февраля 1935 года]
Платформа станции метро «Сокольники». 1935 год
Платформа станции метро «Сокольники». 1935 год
Платформа станции метро «Сокольники». 1935 год

Очередь на вход в метро «Сокольники» в день открытия. 15 мая 1935 года
Очередь на вход в метро «Сокольники» в день открытия. 15 мая 1935 года
Очередь на вход в метро «Сокольники» в день открытия. 15 мая 1935 года

Для создания поста использовались отдельные материалы блогов:

https://russos.livejournal.com
https://humus.livejournal.com

© polikliet

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки