Татьяна Вечеслова - балетная легенда 1930-40-х. 11 фото

Прима-балерина Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова Т.М.Вечеслова в роли Эсмеральды в одноимённом балете Ц.Пуни. Ленинград. 1951 год
Прима-балерина Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова Т.М.Вечеслова в роли Эсмеральды в одноимённом балете Ц.Пуни. Ленинград. 1951 год
Прима-балерина Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова Т.М.Вечеслова в роли Эсмеральды в одноимённом балете Ц.Пуни. Ленинград. 1951 год

11 июля исполняется 30 лет со дня смерти одной из самых выдающихся балерин XX века – Татьяны Михайловны Вечесловой. Происходившая из старинного дворянского рода с богатым музыкальным и театральным прошлым юная Татьяна Вечеслова, казалось, родилась удивительно не во время. В 1917 году ей исполнилось 7 лет. Девочку из бывших отдали в трудовую школу, где на школьном концерте её заметил и выделил нарком просвещения А.Луначарский, позже работавшая в Мариинском театре мать пристроила 9-летнюю девочку в театральное училище.

Там ей предстояло заниматься в одном классе со своей подругой Галиной Улановой, с которой они, как дочери артисток балета, были знакомы с 5 лет. Класс вела сначала мать Улановой – Мария Романова, а в последние годы обучения Агриппина Ваганова.

Начинающие артисты балета (слева направо) Г.С. Уланова, М. Шпалютин, Л.В. Якобсон, Рейнке, Т.М. Вечеслова. Ленинград. [Конец 1920-х] . ЦГАКФФД. Вр 71140
Начинающие артисты балета (слева направо) Г.С. Уланова, М. Шпалютин, Л.В. Якобсон, Рейнке, Т.М. Вечеслова. Ленинград. [Конец 1920-х] . ЦГАКФФД. Вр 71140
Начинающие артисты балета (слева направо) Г.С. Уланова, М. Шпалютин, Л.В. Якобсон, Рейнке, Т.М. Вечеслова. Ленинград. [Конец 1920-х] . ЦГАКФФД. Вр 71140

Разные, но удивительно талантливые девочки так и прошли всю жизнь вместе до самого конца. Если Уланова блистала в ролях романтических героинь, то Вечесловой больше удавались характерные роли, где было много страсти. Уже в первые годы после выпуска из училища обе балерины стали играть заметную роль в театральной и вообще культурной жизни сначала родного Ленинграда, а затем и всей страны.

Артисты Ленинградского государственного академического театра оперы и балета Т. Вечеслова и Л. Якобсон исполняют танец из «Pas de deux». Ленинград. [Конец 1920-х - начало 1930-х] . ЦГАКФФД. Бр 25203
Артисты Ленинградского государственного академического театра оперы и балета Т. Вечеслова и Л. Якобсон исполняют танец из «Pas de deux». Ленинград. [Конец 1920-х - начало 1930-х] . ЦГАКФФД. Бр 25203
Артисты Ленинградского государственного академического театра оперы и балета Т. Вечеслова и Л. Якобсон исполняют танец из «Pas de deux». Ленинград. [Конец 1920-х - начало 1930-х] . ЦГАКФФД. Бр 25203
Т.Вечеслова, Г.Уланова. Конец 1920-х - начало 1930-х
Т.Вечеслова, Г.Уланова. Конец 1920-х - начало 1930-х
Т.Вечеслова, Г.Уланова. Конец 1920-х - начало 1930-х

Ещё в конце двадцатых они так поражали критиков, что о них была написана рецензия в стихах, вот отрывок из неё:

В двадцать восьмом году, в мае,
В городе, что на Неве,
Выросли незабываемые
Девушки две.
Засияли две балерины
Солнышком из тумана:
Имя одной — Галина
Имя другой — Татьяна…

Г.Кремшевская

Т.Вечеслова в балете Б.Асафьева «Пламя Парижа». Ленинград. 1932 год
Т.Вечеслова в балете Б.Асафьева «Пламя Парижа». Ленинград. 1932 год
Т.Вечеслова в балете Б.Асафьева «Пламя Парижа». Ленинград. 1932 год

В 1934 году Уланова и Вечеслова даже сыграли две главных роли в одном спектакле, на который ломился весь творческий Ленинград – «Бахчисарайский фонтан».

Т.Вечеслова (Зарема) и Г.Уланова (Мария) в балете Б.Асафьева  «Бахчисарайский фонтан». Ленинград. 1930-е годы
Т.Вечеслова (Зарема) и Г.Уланова (Мария) в балете Б.Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Ленинград. 1930-е годы
Т.Вечеслова (Зарема) и Г.Уланова (Мария) в балете Б.Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Ленинград. 1930-е годы

И всё же, несмотря на то, что они почти два десятилетия прослужили в одном театре, у каждой из них была своя творческая судьба, каждая имела свою ценность. Так, грандиозный фурор произвели гастроли Т.Вечесловой и В.Чебукиани в США, куда они отправились в 1934 году на гастроли без театра по специальному приглашению.

В.Чебукиани и Т.Вечеслова на американской театральной афише. Нью-Йорк. 1934 год
В.Чебукиани и Т.Вечеслова на американской театральной афише. Нью-Йорк. 1934 год
В.Чебукиани и Т.Вечеслова на американской театральной афише. Нью-Йорк. 1934 год
Т.М.Вечеслова. Фото с автографом от 29 октября 1936 года
Т.М.Вечеслова. Фото с автографом от 29 октября 1936 года
Т.М.Вечеслова. Фото с автографом от 29 октября 1936 года

Многое изменила война. В августе 1941-го театр отправился в эвакуацию, вместе с ним со своими родителями поехали и Галина с Татьяной. Новым местом работы на три года стал город Молотов (сейчас Пермь). Однако недавно вышедшая замуж Уланова в начале 1942 года уехала к мужу в Алма-Ату и вернулась только к началу театрального сезона 1943-44 годов, Вечеслова же продолжала свою работу в Молотове, где помимо прежних спектаклей театру удавалось делать даже премьеры.

Одной из таких постановок стал балет «Гаянэ» на музыку молодого композитора Арама Хачатуряна. История этого спектакля уже стала основой сценария для одного (не самого удачного) художественного фильма и наверняка станет ещё, настолько она захватывающа.

Т.Вечеслова (Нунэ), Н.Зубковский (Карэн) в первой постановке балета А.Хачатуряна «Гаянэ». Молотов. [1942 год]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 463. Оп. 1. Д. 7. Л. 1. Фрагмент
Т.Вечеслова (Нунэ), Н.Зубковский (Карэн) в первой постановке балета А.Хачатуряна «Гаянэ». Молотов. [1942 год]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 463. Оп. 1. Д. 7. Л. 1. Фрагмент
Т.Вечеслова (Нунэ), Н.Зубковский (Карэн) в первой постановке балета А.Хачатуряна «Гаянэ». Молотов. [1942 год]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 463. Оп. 1. Д. 7. Л. 1. Фрагмент

Татьяна была исполнительницей роли одной из главных героинь в балете – Нунэ. Хачатурян, который показывал в Молотове чудеса работоспособности, написал специально для Вечесловой вариацию, в которой она бы могла блеснуть своими талантами. Однако перед самой премьерой случилось несчастье, загорелся театр, значительная часть реквизита и декораций была уничтожена, их надо было восстанавливать. Тем не менее, первый спектакль с новым балетом решили не откладывать, билеты давно были проданы, все его ждали. Артистам пришлось выступать в костюмах от других спектаклей, которые не так сильно пострадали от огня и всё прошло благополучно. Истосковавшийся по искусству зритель, а это были не только молотовские рабочие и интеллигенты, а и эвакуированные, и раненые из тыловых госпиталей и т.д., не обратил внимания на такие несущественные детали.

Но война продолжалась, артисты после работы шли дежурить в госпиталя, время от времени из театра отправлялись концертные бригады на фронт. Зимой 1943 года отправилась на фронт в составе такой бригады и Татьяна Вечеслова. Это была неординарная поездка, ведь артисты поехали домой в осаждённый Ленинград через Ладожское озеро по дороге жизни, где достаточно долго радовали бойцов Ленинградского фронта и своих земляков концертными номерами и потом вернулись назад в Молотов снова по дороге жизни.

После войны пути Улановой и Вечесловой разошлись. Первую летом 1944 года пригласили работать в Большой, она не хотела в Москву, но отказаться было невозможно, Вечеслова же вместе с родным театром вернулась в город на Неве, где блистала ещё десять лет, пока не закончила артистическую карьеру и не стала педагогом. Вот такая история

Т.Вечеслова в роли Тао Хоа в балете Р.Глиэра «Красный мак». [1940-е]
Т.Вечеслова в роли Тао Хоа в балете Р.Глиэра «Красный мак». [1940-е]
Т.Вечеслова в роли Тао Хоа в балете Р.Глиэра «Красный мак». [1940-е]
Т.М.Вечеслова. [Начало 1950-х]
Т.М.Вечеслова. [Начало 1950-х]
Т.М.Вечеслова. [Начало 1950-х]

© polikliet

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь ссылками, ставьте лайки