Уточнение тысячелетних аксиом

Из века в век в душеспасительных сочинениях христианских писателей и отцов Церкви повторяются утверждения о триедином человеке, о смирении духа и грешной душе, которую надо очищать с помощью таинств и молитв.

Таинства и молитвы - необходимое условие общения с Богом. Это безоговорочная истина.

Но иногда высказывается предположение, что дух, хоть он и от Бога, но уже человеческий, что он действует слитно с душой, поэтому тоже повреждается страстями - "силами грешной души", как называл их св. Паисий Святогорец. Такое понимание происходит из толкования одной заповеди блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо их есть царство Небесное".

То есть, сильный дух надо смирять? Ведь нищий - это низший. А что видится в основе? В тандеме дух-душа у подавляющего большинства людей душа занимает лидирующую позицию, - она с рождения человека наделена всецелой и достаточной мощью, не нуждающейся в дополнительном развитии.

А вот дух очень нуждается в развитии с самого начала и до конца жизни, но этим делом почти никто не занимается, кроме тех, кто интуитивно укрепляет свою веру, волю, разум, интеллект и бесстрастную любовь. Прежде всего, это монахи. Еще апостол Иаков писал, что есть "люди душевные, не имеющие в себе духа". Если оценить разом человечество, не взирая на возраст, окажется, что таких людей - большинство. К ним и относится основная масса грехопадений.

Так какой дух надо смирять? Точнее, какую волю? Какие устремления? Однозначно, речь идет о душе.

Далее, в Церкви переводят это смирение в усмирение плоти. Особенно показательно этим увлекались раньше и сейчас еще кое-где практикуют в католической церкви (самобичевание, ношение вериг, хождение по снегу босиком, а зимой в полураздетом виде). Кто-то морит себя голодом, кто-то питается травой...

В чем тело-то виновато? За что его мучить травмами и болезнями? Оно не грешит, а функционирует под властью души и законов естества, устроенных Создателем.

Если Господь Святой Дух оживляет всякую плоть, а человек ее умерщвляет, то что это, как не грех?

Ограничения полезны, отказ от страстей полезен и необходим, а вот болезни... Уж извините! Святитель Иоанн Златоустый написал: "Грех - причина всякой болезни и увечья"! Зачем же мы должны радоваться последствиям греха! Тут недалеко до необходимости грешить, чтобы смирять грех болезнью.

Но здесь есть другая неприятная ошибка: кто-то выдумал, что болезни насылает Господь. Надо же так извратить веру! "Бог есть свет", "один Господь благ" - и он же попускает грехи, а за ними болезни! Не любят люди признавать свои вины! Нет уж! Сами грешим, сами и болезни наживаем. Ну, иногда сами мы являемся источниками болезней для других людей.

Ушел немного в сторону от темы.

В истинной психологии есть подробное описание триединства человека. Предметом ее изучения является орган, образованный свойствами, или силами духа, когда он проявлен, свойствами, или силами души и комплексами телесных (в основном наследственных) доминант и другими, также важными, но уже благоприобретенными элементами.

Этот орган - психика. Поэтому наука называется психологией.

Итак, истинная психология изучает психику, а поскольку она в поведении образует личность (личность - это психика в действии), постольку предметом изучения этой точной науки надо считать способы проявления личности в обществе, то есть законы психологии, классификацию психотипов (разнообразие личностей в зависимости от состава психики) и устойчивые признаки сверхличностей (народов, этносов, сообществ). Зная все это, не трудно прогнозировать поведение тех и других в определенных условиях.

Также обычным делом становится пси-анализ.

В других "психологиях" и "практиках" можно обнаружить только один общий момент - условно называемый "наблюдением".

Но вернемся к психике. Помимо представленных частей триединства в психике равнозначными величинами являются память (духовная, душевная, органическая и интеллектуальная), всевозможные истинные и ложные знания, навыки и накопленный багаж воспитания, что отложено в комплексах психики.

Поэтому именно психика содержит те повреждения, которые именуются грехами, те искажения, что действуют под названием страстей. Они скрыты в комплексах доминант, где их нетрудно обнаруживать и вычищать.

Ошибочность аксиом состоит в том, что они не затрагивают центрального органа, а направляют противодействие на близкие и родственные структуры - на составные части триединства.