Загадки шедевра: Корабль дураков Иеронима Босха

24.06.2018

"Корабль дураков" - одна из самых известных, но и спорно трактуемых работ нидерландского художника Еруна Антонисона ван Акена, известного нам под именем Иероним Босх (где Босх - просто указание на родной город Хертогенбос, в котором мастер и родился, и умер).

Иероним Босх, Корабль дураков. 1495—1500. La Nef des fous. Дерево, масло. 58 × 33 см. Лувр, Париж
Иероним Босх, Корабль дураков. 1495—1500. La Nef des fous. Дерево, масло. 58 × 33 см. Лувр, Париж

Сразу следует отметить, что название не дано автором, а присвоено в каталогах. Вообще, для средневековья характерно отсутствие названий авторов. В большинстве своём рисовались узнаваемые сюжеты, а при необходимости прямо на картине писались слова как, например, "Он сказал, и сделалось" на внешней стороне триптиха "Сад земных наслаждений" И.Босха (в верхней части).

Внешние створки триптиха  Босха "Сад земных наслаждений" и деталь створок.
Внешние створки триптиха Босха "Сад земных наслаждений" и деталь створок.

Это нам не 20-й век, когда название приобретает существенное, а иногда и основное, значение в произведении искусства.

В средневековье образ корабля был связан с церковью как сообществом людей, вместе идущих ко спасению и вечной жизни через море страстей земного временного существования. В то же время, даже здания церквей именовались кораблями, символизировали корабль (и на каждой церкви - крест).

На картине, по распространённому мнению, узнаваемый в те времена сюжет "Корабль дураков". Таково было название сатирической поэмы Себастьяна Бранта - бестселлера конца XV века.

В книге дураки разных слоёв общества собираются отплыть в царство глупости. Но повлияла ли книга на художника - мы не знаем. Существует и русский перевод. Читается достаточно легко. Считается, что Иероним Босх мог быть знаком с этой книгой.

Иллюстрация к книге Бранта "Корабль дураков". Около 1500 года.
Иллюстрация к книге Бранта "Корабль дураков". Около 1500 года.

Имеется огромное количество иллюстраций сюжета. Корабль с крестообразной мачтой в те времена - это церковь, приют во времена шторма, ведущая в тихую гавань спасения и вечной жизни.

Но у Босха на картине мы видим корабль, по-всей видимости, плывущий по болоту. Мачта отнюдь не крест, но кроме неё присутствует еще и живое дерево.

И это общество без распятия или церковь без него. Мне кажется, что живое дерево - это древо жизни, символ спасения души и духовного роста. Но заметим и сломанную мёртвую ветвь, закрепленную на мачте. В тени ветви сидит сова.

Сова здесь выступает как символ темной мудрости и гибели, в т.ч. духовной, что подтверждает и сломанная ветвь. Некоторые считают, что это отсыл к Дьяволу, но может быть это глаз всевидящий и неотвратимость кары для нераскаявшихся?

В центре корабля монах и монашка, а может быть ещё послушница, не принявшая постриг.

Лютня в руках монашки некоторыми трактуется как образ вагины. И намекает нам не только на шумные песни, недостойные духовенства, но и плотские отношения.

Плывёт куда-то корабль или стоит на месте мы не знаем. На мачте закреплена тушка птицы.

Какой? Куриц-бройлеров в 15 веке не было, утка также мельче. Часто указывают, что это гусь, но я склонен полагать, что это - жаренный лебедь. Мы точно знаем, что Иероним Босх был членом католического братства Богородицы, называемого еще братством белого лебедя. Элементом ежегодного застолья был жаренный лебедь, более того, известно, что И.Босх председательствовал на этих собраниях.

На флаге, закрепленном на мачте, изображён полумесяц. В те времена он ассоциировался с исламом и т.о., с дьяволом. А также и с иудаизмом, в чем может отражаться и антисемитизм средневековой христианской культуры.

Но также полумесяц присутствует в христианской символике со времен катакомб. Представлен он и на православных крестах на куполах храмов. И его тоже можно связать с богородицей. Жаренный лебедь и полумесяц поддерживают друг друга как символы. И поэтому я склонен считать, что жаркое - это лебедь. Лебедь встречается неоднократно в работах Иеронима Босха, как живой, так и мёртвый. Хотя м.б. я ищу слишком много смысла в картине и это гусь.

А некоторые склонны полагать, что мачта с птицей - это майский столб и отсылает к празднику Майского дерева с более слабыми моральными запретами во время празднований. Птица - приз тому, кто сможет залезть на смазанный жиром шест. Тогда подвешенный хлеб - это народный обычай откусить пирог без рук. Ну и алкоголь как обязательный элемент шумного вольготного праздника. В этой интерпретации корабль отсылает к масленичному веселью - «Кораблю святого Рёйнерта» (карнавальный патрон пьяниц).

На столе стоит тарелка с ягодами. Многие пишут - это вишня. И тогда она символизирует похоть и сладострастие, отсылает нас к эротике в отношениях монаха и монашки (может быть послушницы).

Но посмотрите внимательней! Вы видели когда-нибудь такую вишню? Я вижу шиповник, ягоды розы, но не вишню. Роза - символ Христианства и Христа. Вспомним, что после смерти Босха роза стала даже символом М.Лютера и лютеранства. Но на блюде уже ягоды. Уже результат, плод христианства. Христос уже пришёл в мир и вознёсся.

Присутствуют хлеб и вино. Уже отгремели гуситские войны. Одним из поднятых ими вопросов было вопрос причастия. Следует ли причащаться обоими видами мирянам или только хлебом? Официальной церковью утверждалось, что только хлебом и было много несогласных. Уже после смерти И.Босха католический собор утвердил причастие мирян только хлебом. Что мы видим? Нетронутый хлеб и протягивающего человека чашу из пучин.

Он просит вина, но не хлеба, и видимо, мирянин. Он уже погиб. Что было неразбавленное вино без хлеба? Православные и католики до сих пор разбавляют вино водой. В древнем мире неразбавленное вино пили варвары.

Не забудем и о символике стола. До сих пор принято не садиться на стол, а также чтобы он был убран.

Стол в христианстве связан и с престолом божьим и со столом в алтаре.

Второй человек в пучинах пробует забраться на корабль.

Обратимся к шуту. Шут, профессиональный дурак мог говорить правду как она есть без прикрас. Для того его и держали - от кого король узнает правду? Впрочем символике шута посвящено много книг.

Шут сидит на зеленом древе и не участвует в общем веселье. Может быть, он уже выбрал спасение? Но шут двойственный персонаж, его слова двусмысленны. Нужно всегда быть начеку, чтобы отделить дурачество о правды. Может быть шут здесь - проводник между мирами: из жизни мимолётной суетной в жизнь вечную. Плывущие на корабле - дураки, то есть люди, которые не понимают, что творят и к чему это приведет. Точно так же и дурак сам для себя непредсказуем. Вопрос о спасении для них еще не решен. Есть намеки, указывающие куда направляется корабль, но странники еще в пути. Еще есть возможность что-то изменить. Может быть об этом хотел сообщить нам Босх? Есть мнение, что шут - это и автопортрет. Лицо шута встречается и в иных картинах его авторства.

Перед кораблём на ветви древа висит рыба - традиционный символ, связанный и с именем Христа, и с умножением Иисусом рыб, и с трапезой с апостолами по Воскресении.

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Евангелие от Иоанна, Глава 21, стихи 11-13. Библия в Синодальном переводе.

А с другой стороны, мёртвая рыба без чешуи может символизировать грех. И этот вариант подтверждается персонажем, которого рвёт за борт. Он не знает меры, перебрал. Он - пьяница.

А может быть у него "морская болезнь" и его всего лишь укачало? :)

Перевернутый кувшин может указывать как на безумство пассажиров, так и на женщин и связанное с ними сладострастие, но также и дьявола.

На картине изображено 12 человек. И это могло бы указывать на причастие и Тайную вечерю. Тогда эта вечеря не та, это антипод. Спасение выбрал один - шут, когда предать в истинной - тоже один. Более того участники громко шумят, играют на лютне. А о негативном отношении к полифонической музыке братства Богородицы и самого И.Босха я думаю вы уже догадались (можно вспомнить и правую часть триптиха "Сад земных наслаждений", где музыкальный инструменты представлены как пыточные, как часть ада). Безумцы, которые на замершем корабле никуда не доберутся, а все погибнут, занятые мирским и греховным.

Деталь правой части триптиха Босха "Сад земных наслаждений"
Деталь правой части триптиха Босха "Сад земных наслаждений"

Но эта трактовка разбивается о факт, что рассматриваемая картина "Корабль дураков" - всего лишь часть утерянного триптиха. Более того, разрезанная часть. Нижняя часть - это "Аллегория сладострастия", известная как другая картина Босха.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. Около 1500. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен, Коннектикут, США.
Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. Около 1500. Художественная галерея Йельского университета. Нью-Хейвен, Коннектикут, США.

И о ней мы поговорим в другой раз. Ставьте лайки и делитесь с друзьями, чтобы мы знали, что вам это интересно.

Существуют также и алхимическая, и тарологическая интерпретации картины, оставленные за рамками этой статьи.

В любом случае, художник явно говорит нам о падении нравов и разложении духовенства и мирян, потере духовных ориентиров и халатности людей по отношению к религии, несдержанности в мирской жизни.

В Лувре также имеется ранняя копия картины, выполненная коричневыми чернилами по бумаге неизвестным художником.

Около 1500 года. Автор неизвестен (ранее приписывалась И.Босху). Лувр, Париж, Франция.
Около 1500 года. Автор неизвестен (ранее приписывалась И.Босху). Лувр, Париж, Франция.

Также предлагаю обзор другой картины Иеронима Босха "Извлечение камня глупости".

Автор статьи - Лямшин Илья Николаевич