За сценой. Звуковики.

У музыки очень много врагов. Есть такие, которые не имеют отношения к самой музыке, и присасываются к индустрии с тем, чтобы выкачать денег или заработать авторитет. С ними всё понятно. Но есть и такие, которые всегда находятся рядом с нами, музыкантами. Они прячутся за сценой, или перед ней, и ведут постоянную подрывную деятельность, несмотря на то, что призваны помогать нам в работе.

Я говорю про тех людей, которые настраивают звук на концертах. Мы зовём их звуковиками, надеясь на то, что они сделают нам хороший звук. Но часто бывает, что они работают, не просто плохо, а очень плохо, и даже классный, дорогостоящий звуковой аппарат далеко не всегда спасает от тех чудовищ, которые его включают. Уверен, большинство музыкантов меня поймёт.

Для того чтобы работать в комфортных условиях, музыкантам не нужно многого. Мы хотим хорошо слышать себя на сцене и получать нужный отклик от тех устройств, с которыми работаем. Но это сделать крайне сложно, если человек, отвечающий за работу тех самых устройств, плохо слышит, слабо разбирается в разных специфических вопросах и часто не имеет элементарного чувства вкуса.

Самая раздражающая привычка звуковиков, крутить ручки оборудования прямо во время выступления. Звуковое правило номер один очень простое. Не навреди! Но следуют этому правилу очень немногие. Если ты не смог осуществить нужного процесса настраивания на саунд чеке, зачем продолжать его в то время, как музыканты играют? Ведь они и так находятся в стрессовой ситуации, которую создаёт им музыка, а ты добавляешь им проблем. В особенности это касается микрофонов и их настроек. Зачем делать вокалиста тише? Ведь он автоматически будет петь громче, компенсируя уровень, и, соответственно, начнёт срывать себе голос. Тебе наплевать на это? Тогда какой же ты специалист?

Складывается такое ощущение, что звуковики живут в своём, вымышленном мире, где им комфортно и спокойно. Они всегда знают как лучше, и любые попытки музыканта вмешаться в ситуацию рассматриваются звуковиком как вторжение в тот самый мир комфорта и вырезанных резонансов, который он себе придумал. Нет, бывает, что музыкант ведёт себя неадекватно и пытается ухудшить и без того плохую звуковую картину, но количество таких музыкантов не так уж и велико, по сравнению с количеством звуковиков, которые пытаются навязать свою волю даже очень хорошим исполнителям.

Вот зачем, скажите мне, включать мне, вокалисту, ревербератор, когда я просил этого не делать? А потому что звуковик всегда знает как лучше. Чтобы ты ему не говорил. И ревербератор, и дилэй он может включить тебе там, где ему захочется. Плевать на стилистические особенности музыки, забыть о вкусе и твоём музыкальном представлении. Здесь, на этой площадке, есть царь и бог, который работает в сфере звукорежиссуры уже много лет, поучи его ещё. Если он говорит, что бочка есть в мониторе, значит она там есть , это у тебя уши такие плохие, а не его руки такие кривые.

За много лет работы у каждого из профессиональных музыкантов накопился целый ряд претензий к звуковикам. В жизни каждого из нас приходит такое время, когда что-то внутри изменяется, как будто внутренняя аппаратура принимает установки, пришедшие извне. И если в самом начале творческой деятельности есть порыв доказать человеку за сценой, что он не прав, то лет через десять после этого, самые мудрые просто ухмыляются саркастически, а самые злые посылают этих людей на три буквы и начинают сотрудничать со своим звуковиком, которого можно хоть чему-то научить.

Это я ещё не говорю о тех случаях, когда на площадке ты видишь совсем неадекватных людей. Которые хамят тебе, отказываются делать то, что ты их просишь, и вообще ведут себя сильно неадекватно, вне музыкального поля. Однажды у меня был вопиющий случай. Я стою на сцене, сыграл соло на трубе, подхожу к микрофону, начинаю петь тему, и понимаю, что что-то не так. Звук микрофона то пропадает, то появляется, урывками. По привычке я дёргаю шнур микрофона, поскольку такое бывает из-за плохих проводов, или раздолбанного микрофонного гнезда. Но нет, дело было не в этом. Я смотрю вдаль, туда, где стоит звуковик, и вижу такую картину. Он стоит рядом с пультом, весело беседует с какой-то девушкой, и дёргает ручкой моего канала. Забылся, понимаешь, нашёл себе игрушку. И что ему до того, что музыкант в это время испытывает серьёзное чувство полной беззащитности? Да уж, думал он об этом в тот момент… И этот случай не единственный. Таких прецедентов полно в жизни любого из нас. Может быть они не были такими серьёзными, но были точно.

Потому мы и думаем, что звуковики, это наши враги. Потому и ценим людей, действующих по-другому, на вес золота. Их мало в мире звука, их так мало. Но они есть. Как правило, эти звуковики сами на чём-нибудь играют, или были музыкантами в прошлом. В любом случае их наличии в звуковой индустрии, обнадёживает и настраивает на позитивный лад. С определённых пор, находясь на незнакомой площадке, я приглядываюсь к звуковику, чтобы быть готовым к любым его действиям. И если эти действия грамотные, направленные на улучшения музыкальных условий, я посылаю этому человеку Луч Добра. А если у него руки растут из ненужного места, и при этом мы слышим многоэтажные понты (а то и маты), я ничего не говорю в ответ, просто вспоминаю тех звуковиков, с которыми мне работается хорошо, и посылаю Луч Добра им.

Ребята, звуковики, если вы будете читать эту статью, подумайте лишний раз над своей работой. Отвечаете ли вы за то, что делаете? Делаете ли вы это хорошо? Если да, то респект вам и уважуха. Если нет, уходите из профессии, прекратите гадить в музыку. Слышите? Возможно, вы хорошо проявляете себя на студиях, или неплохо сводите, попробуйте себя в этом. А работа с площадочным звуком вполне может быть вам не по плечу.

И отдельное обращение к музыкантам. Перестаньте быть полными профанами в звуковой среде. Разбирайтесь в подключении своих инструментов. Стройте звуковиков на площадках. Но только в том случае, если это необходимо. Ведь если вы будете вести себя неадекватно, то хорошие звуковики из Красной Книги звукорежиссуры, будут думать о вас то же, что я думаю о тех людях, которые прямо сейчас портят музыкантам звук на тысячах сценах нашей страны.

Я голосую за профессионализм, хочу, чтобы его было больше. Это касается не только музыкантов и звукооператоров, это так же напрямую относится к директорам и арт-директорам клубов, промоутерам, рекламщикам и пиарщикам, и вообще ко всем, о ком можно написать в рубрике «За сценой». Качество работы – это необходимое условие музыкальной жизни, которое рано или поздно сделает всех участников музыкальной индустрии ближе друг к другу. Однако это произойдёт ещё не скоро. Пока что звуковики, это враги музыкантов. С оговорками, с исключениями, подтверждающими правила. С бубновыми танцами вокруг плохо работающей аппаратуры. Ладно, пойду на саунд чек. Интересно, кого я встречу там сегодня, врага или друга?