Бизнес в 21 веке: как не стать жертвой политики и соцсетей

30 лет назад политическими рисками были нестабильность цен на углеводороды и захват власти диктатором. Сегодня компании поставлены под удар со всех сторон – социальные сети, вирусные ролики на ютуб, негативные отзывы и т.д.

Причем под политикой подразумевается общественное давление как таковое, а не влияние собственно политических сил, лидеров партий или правящего класса.

Показательный случай произошел с компанией SeaWorld, владеющей сетью океанариумов в Орландо. В 2010 году, режиссер Г. Каупертвэйте сняла фильм «Черный плавник» с бюджетом около 80 тыс. долларов, где показала, что касатки подвергаются негуманному обращению, и что именно это привело к скандальному случаю, когда касатка убила дрессировщик во время одного из шоу. Фильм наделал много шума со стороны активистов, общественных организаций и многих знаменитостей - они стали призывать не ходить в океанариумы. Результат – падение акций на 60% и увольнение руководства. Спустя 8 лет положение дел в компании так и не восстановилось, а все потому, что случайная женщина сняла малобюджетный фильм.

4 шага к минимизации рисков

Признание реальности угрозы

Самая главная ошибка – отрицание. Многие живут по старым лекалам, полагая, что их имидж и влияние неразрушимы. Вы должны четко понимать, что сегодняшняя стабильность может быть разрушена. Но чем? Чем более полно и точно вы ответите на этот вопрос, тем меньше шансов проглядеть потенциально опасные ситуации.

К примеру, компания «Лего» наняла инженера, который прослужил компании 25 лет, для обучения новых сотрудников и введения их в курс политики компании. О правилах поведения, возможных рисках и реакции на критические ситуации должны знать все – от охранника до каждого члена совета директоров.

Анализ ситуации

Выясните свои самые слабые места и найдите слепые пятна. В конце концов, анализ – это лучший способ не обмануть себя самих.

Хорошим примером служит компания FedEx, которая постоянно сталкивается с забастовками дальнобойщиков и терпит от этого финансовые и репутиционные убытки. В результате они выработали следующую стратегию – «мы не знаем в какой части Европы это случится в следующий раз, но мы точно знаем, что это произойдет, поэтому у нас десятки запасных вариантов».

Подушка безопасности

Создайте систему каналов информации и отслеживайте ее в режиме реального времени. Объединитесь в оценке политических рисков с другими компаниями, грамотно выстраивая партнерские отношения.

Не стоит дожидаться, когда какая-нибудь газета выпустит разгромный отраслевой отчет, нужно предугадать за несколько месяцев, что будет в нем написано.

Здесь можно воспользоваться опытом политиков и сотрудников спецслужб – когда есть намек на возможный кризис, у каждого есть четкий протокол действий, следовать которому нужно неукоснительно. Своевременная разработка таких протоколов спасала ни одну компанию.

Извлечение уроков и гибкость стратегии

Предположим, что вы четко последователи трем предыдущим пунктам и кризиса удалось избежать. Подобные ситуации необходимо анализировать не менее скрупулёзно, чем провалы. Пример – катастрофа шаттла Challenger в 1986 году. Все инженеры были в курсе небольшой эрозии одного из элементов конструкции, но поскольку процесс разрушения не начинался, угрозу посчитали незначительной и продолжили запуск.

И в этом главная проблема – многие компании считают, что если это сработало сегодня, то сработает и завтра. Не обязательно. Скорректируйте стратегию управления рисками после каждого критического случая, независимо от его итогов.