Как Facebook, Google, Amazon и Apple стали Big Brother и что с этим делать

06.07.2018

Facebook, Google, Amazon и Apple – эти платформы можно сравнить с огромным коралловым рифом, который притягивает в свою систему пользователей, продавцов, рекламодателей, производителей приложений и программного обеспечения. Громадные массивы данных, которые проходят через эти компании, позволяют им усиливать влияние на рынке, топить конкурентов, манипулировать желаниями пользователей и вступать в сделки с правительствами разных стран для собственной выгоды.

Многие еще не осознают масштаб бедствия, но на пороге эры искусственного интеллекта, все больше людей, компаний и общественных организаций начинают принимать эту проблему всерьез.

Почему информационные монополии опасны?

10 потенциальных угроз

1. Меньшая защита персональных данных пользователей

У компаний есть возможность не раскрывать, какие именно данные они собирают, а самое главное – для чего. В ситуации свободы от какого-либо давления, у них нет мотивации изменять политику в сторону прозрачности.

2. Больший объем сбора персональных данных

Небольшие компании конкурируют между собой, пытаясь предложить лучшие условия в защите. Однако отсутствие реальной конкуренции, позволяет монополистам собирать значительно больше персональных данных и гораздо меньше заботиться об их приватности. Такое положение дел можно считать эквивалентом искусственного завышения цен на других рынках.

3. Сделки с государственными и военными структурами

Когда данные миллионов человек находятся в руках нескольких компаний, риски, что рано или поздно эти данные окажутся в руках спецслужб и военных структур увеличиваются в разы. Этот метод уже апробирован Китаем и США.

4. Кража данных

Сосредоточение данных в руках одного большого информационного гиганта, заставляет больше беспокоиться о сохранности данных пользователей, чтобы избежать скандалов из-за массовых утечек. С другой стороны, хакеры, политтехнологи и маркетологи понимают, что можно урвать большой куш, поэтому не жалеют на это сил и ресурсов. Это делает информационную безопасность гораздо более уязвимой, чем, если бы речь шла об утечке данных из одной небольшой компании. Беспокоит ли их это? Не особо. Возможность уйти к у пользователей отсутствует.

5. Скрытая прибыль

Монополисты сегодня получают прибыль там, где в условиях здоровой конкуренции это было бы невозможно.

Во-первых, собранные данные изначально не покупаются по рыночной цене, а люди мало представляют, какие именно данные они предоставили и сколько они могли бы стоить в других условиях.

Во-вторых, они используют творческий контент пользователей в целях экономической выгоды. То есть присваивают себе, не давая возможности оценить стоимость создателям.

6. Высокая плата за товары и услуги

Это косвенное извлечение прибыли. Цена за рекламу не регулируется на конкурентной основе, а значит, производители товаров и услуг закладывают ее стоимость в цену рекламируемой продукции. В результате мы платим большую цену за то, что могло бы стоить гораздо меньше.

7. Утрата доверия потребителей

Адекватное функционирование рынка всегда основано на доверии. Рынок онлайн услуг и высоких технологий не исключение. Поскольку монополисты отказываются раскрывать большую часть информации о принципах своей работы, а каждое раскрытие информации подается под соусом «великого разоблачения», европейские пользователи с опаской относятся к интернету.

8. Устранение конкурентов

Чтобы проиллюстрировать насколько сложно небольшим компаниям прорваться через монополии, достаточно упомянуть недавний скандал с приложением по защите персональных данных Disconnect, которое Google удалил из магазина приложений для Андроид.

9. Цензура

Компаниями-монополистами манипулируют общество, политики и различные стейкхолдеры, тот же большой бизнес.

10. Предвзятость и манипуляции

Монополисты представляют данные на основании предпочтений пользователя, что создает фильтр, лишая необходимого количество информации и мнений для объективной оценки ситуации.

Профессор Морис Стаки, создатель Konkurrenz Group считает, что в скором времени ситуации начнет меняться из-за серьезного общественного давления на монополистов, а уже в ближайшие несколько лет мы увидим многомиллионные или миллиардные штрафы. Это позволяет антимонопольным службам и организациям, которые защищают права потребителей вести информационные компании, судебные разбирательства и создавать полезные рынку прецеденты. Но о полном решении проблемы говорить не приходится.