Делай добро и бросай его в воду

5 August
Древняя скала заряжает энергией и исполняет желания.
Древняя скала заряжает энергией и исполняет желания.

А всего-то нужно поменять слово «бездна» на слово «вода». Тогда сможешь увидеть подтверждение высказывания знаменитого философа. Потому что если долго всматриваться в воду, вода начнёт всматриваться в тебя. И ты увидишь её лицо.

Не верите? Поезжайте в Таштыпский район, в музей под открытым небом «Малоарбатская писаница». Там, где с горы Печиг хайа (её ещё называют Пизелинг хайа — Скала с рисунками, Чигират хайа — Игреневая лошадь-скала, а по-современному Писанец) течёт родник с целебной водой.
Для него ничего не изменилось со времён глубокой древности. И духи воды, суг-эзи, как и многие тысячелетия назад, показывают там свои лики. Они видны в завихрениях волн, их фиксируют фотографы. А изображения их — 25 сохранившихся антропоморфных личин времени ранней бронзы (конец III, начало II века до нашей эры), относящихся к окуневской культуре, по совершенно удивительной случайности частично сохранились на скале.

Крокодилы, реки, раки

Есть огромное везение в том, что гора Писанец имеет небольшой отрицательный угол наклона. По этой причине древнейшие петроглифы подвергались действию природных стихий менее активно, чем в других местностях, и поэтому Печиг хайа смогла сохранить их в течение веков.
Более такого массового количества сохранившихся на одной скале особенных личин, обликом своим напоминающих водяных существ — раков, крабов, схематических рыб или змей, — в Хакасии не обнаружено.
Леонид Романович Кызласов, исследовавший Малоарбатскую писаницу в 70-х годах прошлого века, считал, что особенности ликов этого стиля (учёные называют его джойским) связаны с передачей облика особого персонажа окуневского искусства. Кызласов назвал его «водным духом». Эту гипотезу подтверждает и то, что подобные петроглифы джойской культуры всегда располагались возле источников воды, на береговых скалах крупных рек.
Печиг хайа на протяжении тысячелетий была для разных народов, проживавших здесь, местом сакральным. И в наше время местное население приезжало сюда для того, чтобы набрать серебряной воды из источника и загадать возле священной горы желание. Записки с просьбами помещали в скальные трещины — можете не верить, но хорошие желания сбывались, место-то намоленное.

Рождение музея

Правда, писанице это на пользу не шло. Территория не охранялась, и ничто не мешало скале потихоньку разрушаться. Несознательные граждане, опять же, легко могли посягнуть на бесценные древние изображения, потому что написать «Здесь был я» для некоторых — одно из самых серьёзных жизненных достижений.
Поэтому как только приняли республиканскую целевую программу «Популяризация объектов культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009 — 2013 годы», Таштыпский район — первый среди городов и районов Хакасии — тут же принял в ней участие со своим проектом. Участие в программе — стремительное и очень своевременное позволило создать в 2009 году возле скалы, сохранившей уникальные петроглифы, музей под открытым небом «Малоарбатская писаница».
Нам удалось побывать в нём весной прошлого года. Поездка, организованная Хакасским туристско-информационным центром, в которой приняли участие экскурсоводы и жители республики, стремящиеся знать больше о родной земле, для многих стала откровением. Она немного иначе представила суровую таёжную территорию Таштыпского района. Как выяснилось, богатейший туристический ресурс есть не только на севере Хакасии, на знаменитых озёрах, горных и курганных комплексах Ширинского и Орджоникидзевского районов. Юго-западная периферия Минусинской котловины легко составит ей конкуренцию по части познавательных маршрутов. Здесь, на территории музея под открытым небом, благодаря директору Елене Прибытковой и интересной экскурсионной программе в исполнении Татьяны Полозовой и Ольги Чанчиковой мы узнали много интересного и важного из истории района и Хакасии.

Как тамга в камне воплотилась

— Безусловно, путь к музеефикации проекта был достаточно непростым. Каждый гран информации, который мы имели по писанице, нуждался в проверке. Археолог ХакНИИЯЛИ кандидат исторических наук Юрий Есин провёл новое исследование Малоарбатской писаницы, что позволило расширить и уточнить имевшуюся источниковую базу, — рассказывает Елена Прибыткова. — За время этой работы были идентифицированы и уточнены изображения, известные ранее, а также выявлены новые. Сейчас на Писанце зафиксировано 81 изображение: 25 антропоморфных личин эпохи ранней бронзы и 56 тамговидных изображений этнографического времени (XVII — XIX века). Большое количество тамговидных петроглифов времени древнехакасского государства связано с тем, что скала располагается у начала древней конной тропы, ведущей из Минусинской котловины в северо-западные районы Тувы. Именно здесь люди стремились заручиться поддержкой потусторонних сил на сложном участке пути. Этим же объясняется ещё одно название Писанца — Чигират хайа, Игреневая гора. По хакасской легенде, когда один богатырь, славный подвигами, просил здесь помощи и защиты, тавро с крупа его коня таинственным образом перенеслось на скалу и осталось навеки запечатлено в камне.

Волшебство — явление обычное

И правда, чего-чего, а чудес здесь хватает, ведь скала — не просто исторический памятник с древними изображениями, а настоящее место силы. По словам директора музея, кроме учёных в процессе музеефикации принимали участие и известные шаманы Хакасии. Они дали рекомендации по обрядам, которые совершались возле таких мест, объяснили, как они работают.
— Для современной Хакасии очень важно сохранить духовную составляющую древней культуры, связывающую прошлое с настоящим. Умение принимать её, жить в мире с природой, с самим собой — один из главных компонентов жизни как древних, так и нынешних людей. В какой-то момент мы почти утратили связь с истоками, стали чересчур прагматичны: но ведь в мире от этого только прибавилось серой краски. А он многогранен, многоцветен, и чудеса здесь — обычное явление. Об этом мы думали, когда создавали наш музей. И люди чувствуют это.
В этом году музею «Малоарбатская писаница» исполнится 11 лет. К сожалению, пандемическая ситуация серьёзно сказалась на всех музеях страны — и хакасские музеи здесь не исключение. Но уже сегодня сотрудники готовят музей к открытию, которое, будем надеяться на лучшее, скоро случится.
— Музей — это прежде всего посетители. За небольшой срок с активной помощью министерства культуры нам удалось создать привлекательное для туристов место с грамотной инфраструктурой, интересными, полезными, а то и просто необходимыми природными и историческими экспонатами. Посмотреть на него приезжают туристы не только из Хакасии и России — часто бывают у нас и европейские гости. Многие здесь замирают просто от чистоты нашей природы, от её расположенности к людям. Другим интересен Серебряный родник с целебной водой или Колодец желаний, — говорит директор музея.
На самом деле, каждый здесь находит для себя что-то необычное. Этнографические обряды, красивые виды, живые источники. Наследие древних — не до конца разгаданные окуневские личины. Видишь их на скале, а после, обернувшись к ручью, то ли отражение замечаешь, то ли волны так причудливо сошлись, что, кажется, хозяин воды тебе улыбнулся. Правда-правда! Многие видели. Говорят, что после этого ты точно можешь загадывать желание возле волшебного колодца. Оно обязательно сбудется.

Елена АБУМОВА