Герои вернулись домой

5 August
Парадокс: Черногорск — город глубоких угольных шахт. Но именно здесь билет в небо получили сотни отважных лётчиков. 
Фото: Сергей Власов, «Хакасия»
Парадокс: Черногорск — город глубоких угольных шахт. Но именно здесь билет в небо получили сотни отважных лётчиков.
Фото: Сергей Власов, «Хакасия»

В сквере «Крылья Победы» в Черногорске установлены бюсты Героев Советского Союза. Этого ждали давно. Газета «Хакасия», например, загодя публиковала материалы о некоторых героических земляках. И, наконец, свершилось.

В сентябре прошлого года при участии Российского военно-исторического общества и партии «Единая Россия» в сквере появился бюст дважды Героя Советского Союза Кирилла Евстигнеева. К нему добавились ещё восемь. Перечислим их имена: Пётр Рубанов, Виктор Богданов, Василий Тихонов, Николай Янков, Тимофей Яковлев, Алексей Сибиряков, Михаил Орлов, Николай Москалёв.
Бюсты — работы скульптора Дениса Стритовича.
Также в сквере «Крылья Победы» (по программе «Формирование комфортной городской среды») ещё в апреле сняли старое асфальтовое покрытие, уложили тротуарную плитку. На постаменте, на котором установлен истребитель в память о курсантах Бирмской военной авиационной школы пилотов, сделана облицовка из керамогранита.
Появление бюстов Героев дарит нам возможность рассказать и о памятнике-самолёте, возле которого они установлены. Это реактивный истребитель чехо­словацкого производства. Идею создания памятника в начале 1980-х годов предложил председатель городского общества охраны памятников Иван Котляр: в сквере рядом с почтовым отделением № 12 произвести символическое захоронение лётчиков Бирмской военной авиационной школы пилотов, погибших во время учебных полётов.
Памятник сооружался с 1982-го по 1985 год к 40-летию Победы над фашистской Германией. В то время Иван Котляр возглавлял коммунальное хозяйство угольщиков, через которое осуществлялось финансирование работ по освещению, асфальтированию скверика. Большую работу по корчёвке старых деревьев проделали шахтёры города. Освещение проводилось с помощью энергоуправления, столбы и фонари приобретались на базе снабжения угольщиков. Основную работу по изготовлению памятника выполнял коллектив авторемонтного завода, руководил которым Анатолий Симонов.
В Бийске Алтайского края в военном авиационном училище подыскали списанный учебный самолёт. Отправили туда машину цветного металла, взамен привезли крылатую машину.
Коллектив конструкторского бюро авторемонтного завода подготовил эскиз. Было найдено смелое и простое решение надёжности памятника: с помощью противовеса — чугунного основания и металлической трубы.
Художники Владимир Демьяненко и Михаил Ижотов высекли надпись на мраморной плите, ЗАГС и краеведческий музей предоставили информацию для текста. Всю работу по установке памятника выполнил коллектив «Сибтехмонтажа» под руководством директора Владислава Панихина.
Памятник-самолёт был открыт в 1987 году.
О школе лётчиков мы писали много раз на сайте gazeta19.ru и в газете «Хакасия». На этот раз поделимся новыми данными из книги «Очерки истории советской Хакасии (1917 — 1991 гг.)», которую в прошлом году представил ХакНИИЯЛИ. Ответим на вопрос, в честь кого был образован сквер, что это за Бирмская школа...
«В годы Великой Отечественной войны на Хакасию, как и на многие другие тыловые регионы Советского Союза, была возложена задача подготовки кадров для фронта. Особенно полномасштабно в Хакасии велась подготовка по авиационным специальностям. Так, в Черногорске с 14 июня 1942 года до конца войны дислоцировалась Бирмская военная авиационная школа пилотов, подготовившая для фронта 1215 летчиков-истребителей».

Сергей Власов