Вальдорфские школы в России и Германии

Один из фасадов школы вальдорфской школы Санкт-Георген во Фрайбурге.
Один из фасадов школы вальдорфской школы Санкт-Георген во Фрайбурге.

Вальдорфская школа – один из самых распространенных типов частных школ в Германии, а вальдорфская педагогика известна далеко за пределами страны. Этим летом группа учителей и школьников вальдорфской школы города Иркутска посетила вальдорфскую школу Фрайбурга, а автор этого текста вновь встретился со своей бывшей одноклассницей Инной Смирновой.

Тридцать лет назад мы с тобой вместе сидели на уроках географии, а сейчас ты сама преподаешь этот предмет, да еще в вальдорфской школе! Кто бы мог подумать! Для читателей нашего канала большая удача узнать о вальдорфской педагогике и о том, какое впечатление на тебя произвел Фрайбург.
Я действительно преподаю географию, а также являюсь учителем поддержки отстающих учеников. Спасибо, Дима, за лестные слова, но сразу хочу предупредить, что я не считаю себя экспертом. Скорее всего, я – заинтересованный и не очень объективный свидетель.

Почему?
Я имею дело с вальдорфской педагогикой всего около двух лет, работаю в Иркутской вальдорфской школе год, и о других таких школах России знаю только понаслышке.

Все-таки два года, два учебных года — немалый срок. Тебе же есть с чем сравнивать?
Я пришла в среднюю школу пять лет назад после пятнадцати лет работы в вузе, после защиты кандидатской диссертации. Педагогическое образование у меня пройдено как дополнительное. Возможно, отчасти поэтому работать в обычной средней школе мне показалось просто невыносимо. Моя картина традиционного российского образования, пусть не очень подробная, но достаточно полная, так как я ещё некоторое время проработала и в системе среднего профессионального образования (техникуме). Таким образом, (а я считаю, что не надо для этого быть семи пядей во лбу), мне в один прекрасный момент стало ясно, что система российского образования находится далеко не в лучшем состоянии, а все преобразования, свидетельницей и участницей которых мне пришлось быть, только ухудшают ситуацию.

Мой вывод — обычная средняя школа не воспитывает и не учит детей, да и не имеет для этого возможностей. Она лишь только тренирует на сдачу единых экзаменов, которые в свою очередь никоим образом не отображают реальной картины образованности школьников. Труд педагога превратился из творческого в обслуживающий. Самое страшное, что в классической российской школе учителя хватает только на грубый формальный подход к ученикам, и для того, чтобы оставаться нормальным человеком учителю приходится в буквальном смысле терпеть лишения. С чем столкнулась лично я: формальные оценки, унизительная система стимулирования оплаты учителя, незаинтересованность родителей в воспитании и качестве знаний своих детей, разобщенность педагогического коллектива и администрации школ.

А что происходит в вальдорфской школе?
Основное отличие вальдорфской школы от классической школы лично я вижу в следующем. В вальдорфской школе обучение ведется на принципах не материалистических, а духовных, во главу ставится воспитание души ребенка, и важная роль при этом отдается таким предметам как ремесло и все виды искусства. При этом согласно с антропософским учением, строго учитываются возрастные особенности. В младших классах нет системы отметок, да и в старших – формируется скорее качественное оценивание, с подробным анализом всех сильных и слабых сторон ученика, неформальный, глубокий индивидуальный подход. Еще одно действительно разительное отличие: родители – это мощная движущая сила, они очень активные участники образовательного процесса, но при этом авторитет учителя непререкаем. Главные предметы – русский язык и литература (здесь чаще употребляется хороший старый русский термин – словесность), математика (алгебра и геометрия в старших классах), иностранные языки (их обязательно два с первого класса, обычно английский и немецкий, но в одной российской школе введен китайский), обязательно ремесла (от вязания-вышивания в младшей школе до столярного дела и обработки камня – в старшей), музыка (обязательное освоение музыкальных инструментов, первый, из которых - флейта). Эти дисциплины идут постоянно в течение года, несколько раз в неделю. Остальные предметы преподаются эпохами, то есть периодично. Вообще, очень много внимания уделяется ритмичности и цикличности обучения. Есть еще ряд отличий, но подробное описание займет много времени.

Ты упомянула антропософию. А что это такое?
Антропософия – философское учение Рудольфа Штайнера, на основании которого в первой четверти ХХ века возникла Вальдорфская педагогика. Об антропософии есть много специальной литературы…

… а для наших читателей несколько линков: вальдорфская педагогика, антропософия, Рудольф Штайнер
В России, а в частности в Иркутске, вальдорфскую школу основали в конце 80-х и начале 90-х годов молодые учителя, выпускники педагогического института, единомышленники, а также молодые родители, заинтересованные в том, чтобы их дети получили качественное образование. При этом я могу поручиться за Иркутскую школу, а также взять на себя смелость сказать за все российские школы – никакого обучения антропософии как учения, а тем более как религии детям не преподается.

Немецкие вальдорфские школы утверждают, что и у них антропософия ни в какой форме не является предметом обучения. В зависимости от региона страны (католический, лютеранский или смешанный) родители сами выбирают форму преподавания Закона Божьего. Насколько я понял из общения с немецкими выпускниками вальдорфских школ антропософия – это не религия, а скорее мировоззрение. Чтобы провести границу между современными гуманистическими принципами вальдорфских школ и представлениями о мире философов, идеалистов, эзотериков и оккультистов начала XX-го века, немецкое Общество вальдорфских школ опубликовало в 2007 году т.н. Штуттгартскую декларацию.

Но какое впечатление немецкие вальдорфские школы произвели на тебя? Чем на твой взгляд они отличаются от обычных немецких школ? Что является мотиваций немецких родителей отправлять своих детей в вальдорфские школы?

Я не успела за свой визит в Германию узнать особенности классической школы, однако отличия, как я поняла, примерно такие же, как и в России. В разговоре с родительницей двух старшеклассников вальдорфской школы Санкт-Георген из Фрайбурга я услышала следующее. «В обычной немецкой школе происходит заметная «американизация» обучения, информационным технологиям позволяют подавлять другие источники получения знаний, там детей превращают в «зомби». То же самое смело можно сказать и о российском образовании в целом. Я знаю теперь семьи в Германии, которые отправили своих детей в вальдорфскую школу потому, что они сами когда-то учились в такой школе. Это дело обычное. Знаю людей, которые исповедуют антропософию как мировоззрение и воспитывают также своих детей, поэтому вальдорфская школа для них является единственным вариантом. А также есть люди, которые просто считают вальдорфское образование более качественным.

Опасения немецкой родительницы понятны, хотя тенденция, которую она описывает, не имеет отношения к Америке. Многие немецкие (и не только) политики стремятся ответить на вызовы глобализации лошадиными дозами математики, информатики, английского языка и «языков программирования». Они видят задачу школы в подготовке будущих специалистов и опасаются, что в противном случае их страна рискует потерять свое положение как одного из лидеров технического прогресса. Эти намерения нередко находятся в резком противоречии с реальностью. Образ школьного учителя, который не только разбирается в компьютере хуже своих учеников, но совершенно не способен объяснить им мир за школьными стенами давно стал притчей в языцех.

А что значит для тебя лично быть преподавателем в вальдорфской школе? Почему ты считаешь, что это твоё призвание?
Для меня преподавание в Иркутской вальдорфской школе — это радостный творческий труд. Уже более полутора лет я не устаю восхищаться тем, как налажена работа в нашей школе. Я вижу, как отличаются наши ученики от других: они более открыты и спокойны внутренне, среди них очень много тех, кто искренне и глубоко осмысленно тянется к знаниям. Здесь практически не встретишь того цинизма и нахальства, которые так распространены среди учеников обычных школ в настоящее время. Я говорю, конечно же, о старшеклассниках, прежде всего, так как работаю только с ними.

А что ведет в вальдорфскую школу немецких учителей?
Большинство учителей, с которыми я знакома теперь во Фрайбурге, пришли в эту школу, потому что являются глубокими приверженцами вальдорфской педагогики учения о человеке Рудольфа Штайнера.

Немецкие вальдорфские школы являются платными. Плата за обучение составляет около 200 евро в месяц. За детей безработных или получателей социальной помощи плату частично вносит городской муниципалитет. Вальдорфские школы утверждают, что стремятся принять каждого ребенка и исключить ситуацию, что обучение невозможно по финансовым соображениям. А сколько стоит обучение в Иркутске?
Месяц обучения стоит 15500 рублей.

Что тебе понравилось в Германии и конкретно во Фрайбурге?
В Германии и конкретно во Фрайбурге мне понравилось все. Самое главное – люди, те друзья, которые у меня там появились. Те семьи, в которых мне посчастливилось жить, люди из хора Фрайбургского университета – Русского хора! Природа, архитектура города, размеренная жизнь, все прекрасно!

Группа учеников и учителей из Иркутска на экскурсии в Страсбур
Группа учеников и учителей из Иркутска на экскурсии в Страсбур

А что же тебе не понравилось в Германии и конкретно во Фрайбурге?
Не могу вспомнить ничего из того, чтобы мне не понравилось, разве вот что – неприятный осадок от зрелища парада сексуальных меньшинств, и пусть меня попробуют обвинить в отсутствии толерантности, я убеждена, что такое движение против природы человека и Божьего закона. Почему бы мне с этим моим убеждением и, к примеру, с черно-белым флагом, не выйти на парад, прихватив миллионы своих единомышленников?
Все же я полюбила Германию, Фрайбург и Франкфурт, и огромный Гамбург, и маленький Штауфен. Отдельное место в моем сердце для Мюнстерталь, маленького местечка среди гор и волшебного леса. Я благодарна моим гостевым семьям и коллегам, подруге из русского хора, за поддержку и понимание, за те счастливые моменты, за те удивительные открытия, что произошли и со мной и в моей душе. И еще. Я благодарна этому путешествию за то, что еще сильнее и ярче я люблю и горжусь своей Россией, что с еще большей энергией я имею желание здесь жить и работать. Поверьте, друзья, это не пафос, спасибо за понимание!

Спасибо тебе, Инна, за это интервью!

Интервью вел Дмитрий Кошацкий

http://t.me/z_u_z_ru