Хонда Соитиро

22.06.2018

Родился Хонда Соитиро в 1906 году. Отец его был предпринимателем и имел свой кузнецкий магазин, в котором он ремонтировал велосипеды. Семья Хонда была не очень богатая и Соитиро с раннего возраста помогал отцу в работе.

В нескольких милях от их дома была рисоочистительная фабрика, работающая на бензиновом ДВС, что являлось диковинной в то время и развлечением юного Соитиро было ходить туда с дедом и наблюдать как работает механизм.

Когда он учился во втором классе, в 1914 году, мальчик увидел самолет, которым управлял Нильс Смит и весь следующий месяц он подражал ему, как только мог: носил пилотские очки из картона и ездил по деревне на велосипеде с приделанным к нему бамбуковым пропеллером.

Отучившись восемь лет, в 1922 году, пятнадцатилетний юноша поехал в Токио, чтобы стать учеником на станции техобслуживания Art Shokai. Первое время ему поручали смотреть за ребенком хозяина. Соитиро уже не верил, что у него есть будущее в карьере автомеханика, но работников на предприятии стало не хватать и юноше было велено помогать в ремонте автомобилей.

1923 году случилось землетрясение, которое разрушило Art Shokai. Все работники разъехались по домам кроме Хонды и старшего мастера. Это событие позволило им неплохо наловчиться в ремонте машин. Так же бывший владелец Art Shokai был любителем гонок, и он предложил Соитиро построить для него автомобиль.

Хонде предоставили авиационный двигатель Curtis-Wright, который имел V-образную форму и выдавал 100 лошадиных сил при 1400 оборотах в минуту. Все в автомобиле, кроме двигателя Соитиро собрал сам, даже спицы колес.

После шести лет работы на Юзо Сакакибара, владельца Art Shokai, Соитиро было позволено открыть свое дело используя название «Art Shokai». Так появился филиал этой фирмы в Хамаматсу. Оборудование там конечно было скудное, но был большой потенциал. В свободное время Хонда продолжал собирать гоночные автомобили.

Хонда мечтал испытать свой гоночный автомобиль в какой-нибудь важной гонке и в 1936 году ему представился такой шанс. В июле, на реке Тама, в пригороде Токио, состоялось раллийное состязание. Все вроде бы шло идеально, Соитиро был впереди всех и ехал с невероятной для того времени скоростью – 120 километров в час. Когда Хонда уже приближался к финишу с заправочного пункта перед ним выехал автомобиль. Произошла авария. Машину Хонды подбросило в воздух, и перевернувшись несколько раз от нее осталась только груда искорёженного металла. Хонду выбросило из автомобиля, левая часть лица была разбита, вывихнуто плечо и сломано запястье. Хонда поставил новый рекорд средней скорости в Японии участвуя в этой гонке, и его не могли побить в течении 10 лет после окончания Второй Мировой войны, но чудом остался жив.

В 1937 году Хонда Соитиро возглавил новое предприятие - Tokai Seiki Heavy Industry, изготавливающие кольца для поршней. Хонда верил, что можно достичь быстрого и дешевого способа изготовления колец. Во время работы на Art Shokai Хонда получил патент на изготовление спиц из литого железа и считал себя «экспертом». Но все оказалось не так просто, кольца не имели нужную эластичность и были довольно бесполезны. Соитиро хотел узнать секрет изготовления колец у тех, кто уже этим занимался, но они все отказывались помогать, пока Хонда не станет их учеником.

В конце концов Хонда решился стать учеником и обратился к профессору высшей технологической школы в Хамаматсу Йошинобу Фуджии. Хотя они раньше не встречались Феджии понял, что Хонда настрое серьезно и познакомил его с Такаши Таширо. После этого Хонда стал заочным учеником. Он посещал все лекции Такаши Таширо все время думая, как сделать свои кольца лучше.

Теперь Хонда был одновременно и студентом, и руководителем компании. Он получал новые знания и применял их на практике. И через 9 месяцев после начала учебы у него уже был прототип удовлетворительного качества.

Бизнес Tokai Seiki процветал. Компания поставляла кольца для Toyota Motor. Так как оборудование устаревало Хонда изобрел автоматические приспособления, которыми могло управлять всего несколько человек. Для Министерства обороны он изобрел оборудование для изготовления пропеллеров. Он лично получил благодарность от высокопоставленных военных, а в газетах его называли «Промышленным героем».

После Второй Мировой войны его завод сильно пострадал, так как находился недалеко от военной базы, а после землетрясения был полностью разрушен. Тогда Хонда решает продать свои акции Tokai Seiki Toyota Motor и год отдохнуть.

В 1946 году, после отдыха, он учредил Технический исследовательский институт, который в 1948 был реорганизован в компанию HONDA MOTOR Co., Ltd.

Его азарт был легендарным. Он не признавал поражений и мог рискнуть всем ради своих убеждений и идей. В середине семидесятых он отказался сократить объем выпуска продукции в связи с нефтяным кризисом в ОПЕК – это был самым сильным шагом, на какой только возможно было пойти. Honda Motor давно бы могла уйти в историю, если бы Соитиро усомнился бы в своей правоте.

Хонда сделал для мотоциклов то, что Генри Форд сделал для автомобилей. Он взял бездействующий застойный рынок и сделал его действующим и динамичным.

Honda была постоянной законодательницей мод в дизайне мотоциклов во всем мире с середины пятидесятых до начала девяностых. Автомобиль Acura фирмы Honda стал самым продаваемым автомобилем во всем мире с 1989 по 1992 гг.

До 65 лет Соитиро лично испытывал свои автомобили. При этом он никому из своих родственников не давал руководящие должности. Он не готовил своего сына как наследника компании. Хонда считал, что руководитель должен быть выбран по способностям и не факт, что его сын имел такие же амбиции как Соитиро.

В 1973 году Соитиро уволился из компании и остаток жизни посвятил себя HONDA FOUNDATION, целью которой было сочетание технологии экологии.

Умер Хонда Соитиро в 1991 году.