Свято-Троицкая Сергиева Лавра

13.07.2018

Одна из главных святынь Русской Православной Церкви и один из самых крупных центров паломничества — Троице-Сергиева Лавра.

Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским, одним из самых почитаемых русских святых и видным церковным и государственным деятелем 2-й пол. XIV в.

В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец. Игуменом монастыря поначалу был Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.

План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окружённый с четырёх сторон кельями).

Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей.

Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем.

8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя.

В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).

В 1422 году году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — белокаменный Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово.  В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В XV-XX вв. «Троица» — чудотворный образ Троицы Живоначальной хранилась в соборе, ныне находится в Третьяковской галерее.

В Троицком соборе уцелели росписи 1635 и иконостас начала XV века.

При строительстве были обретены мощи преподобного Сергия, которые теперь покоятся в храме.

Троицкий собор,  1422-1423.
Троицкий собор, 1422-1423.

Второй по возрасту лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году псковскими мастерами. Здание имеет уникальную объемную композицию — в нижней части барабана устроена звонница. В настоящее время в церкви хранятся мощи Антония Радонежского (наместник лавры в 1831-1877 гг).

Духовская церковь, 1476-1477.
Духовская церковь, 1476-1477.

В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 12-ю башнями).

Братские кельи, Водяная башня и Водяные ворота.
Братские кельи, Водяная башня и Водяные ворота.

Пятницкая башня.
Пятницкая башня.

Уточья башня.
Уточья башня.

С 1559 по 1585 строится главный монастырский собор, стоящий по центру территории лавры — собор Успения Пресвятой Богородицы.

В нем и сейчас можно увидеть росписи 1684 года.

В соборе хранятся мощи св. Иннокентия и преподобного Максима Грека. У западной паперти собора погребен царь Борис Годунов с семьей.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1559.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1559.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, перед ним надкладезная часовня и киворий над источником.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, перед ним надкладезная часовня и киворий над источником.

Усыпальница Годуновых возле Успенского собора.
Усыпальница Годуновых возле Успенского собора.

В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.

Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная трапезная (крупнейший в России конце XVII века) с храмом преподобного Сергия Радонежского.

Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву.

Храм Сергия Радонежского при монастырской трапезной, 1686-1692.
Храм Сергия Радонежского при монастырской трапезной, 1686-1692.

В 1742 году по указу императрицы Анны Иоанновны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария. Позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия — одно из крупнейших религиозных учебных заведений России.

В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян).

Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии в том числе во время войны 1812-го года.

К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.

В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.

10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам.

20 апреля 1920 года Лавра была закрыта и «Обращена в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и сброшены лаврские колокола. На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

К концу 1930-х годов памятники Лавры были основательно порушены, частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.

Однако, в 30-40-е годы под руководством И.В. Трофимова начались реставрационные работы. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому-то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.

Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию некоторых зданий. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно-восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона.

Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.

В ходе рестараврации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений.

К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен.

Отреставрированные памятники Вашему вниманию:

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах монастыря, расположена в его северо-западной части, возведена в 1635-1637. Шатровый храм на подклете, хороший образец шатрового зодчества 1-й пол. XVII в. Вероятно, построен на средства келаря лавры Александра (Булатникова). В XIX в. церковь служила для исповеди и причащения посещающих лавру богомольцев. В настоящее время для регулярных богослужений не используется.

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах, 1635.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах, 1635.

Церковь Иоанна Лествичника при Московской духовной семинарии — храм при новой монастырской больнице, построенной в 1893-1896 к западу от стен лавры, в Пафнутьевом саду, и связанный с Лаврой переходом. Одноглавая двухэтажная церковь в псевдорусском стиле, помещенная в центральной части больничного корпуса. В нижнем этаже в 1901 устроен храм св. вмч. Варвары, Анастасии и Акилины. В 1920-х здание занято больницей. Возвращено верующим в 1988, в настоящее время корпус передан Московской духовной семинарии, храм служит домовым при семинарии.

Церковь Иоанна Лествичника при Московской духовной семинарии, 1893-1896.
Церковь Иоанна Лествичника при Московской духовной семинарии, 1893-1896.

Церковь Параскевы Пятницы Великомученицы на Подоле — зимний храм при Введенской церкви, стоит к северу от неё. Одноглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней, выстроена во 2-й пол. XVII в. на месте каменного здания XVI в. Второй престол Михаила Архангела. В XVIII в. несколько перестроена. Закрыта в 1928, отреставрирована в 1968. Возвращена верующим в 1991, подворье Троице-Сергиевой лавры.

Церковь Параскевы Пятницы Великомученицы на Подоле.
Церковь Параскевы Пятницы Великомученицы на Подоле.

Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию и Михею Радонежским (Михеевская церковь), построенная в 1734 над местом погребения Михея Радонежского (его мощи покоятся в церкви).
Церковь Явления Пресвятой Богородицы Сергию и Михею Радонежским (Михеевская церковь), построенная в 1734 над местом погребения Михея Радонежского (его мощи покоятся в церкви).

В центре Смоленская церковь (церковь Одигитрии), 1735.  Построена, вероятно, архитектором Ухтомским на средства графа А. Г. Разумовского Предание связывало постройку этой церкви с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с Разумовским.
В центре Смоленская церковь (церковь Одигитрии), 1735. Построена, вероятно, архитектором Ухтомским на средства графа А. Г. Разумовского Предание связывало постройку этой церкви с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с Разумовским.

Часовня надкладезная, 1644.Постройка типа восьмерик на четверике с ярусным завершением, пример небольшого сооружения в духе нарышкинского барокко. Сооружена над колодцем у угла Успенского собора.
Часовня надкладезная, 1644.Постройка типа восьмерик на четверике с ярусным завершением, пример небольшого сооружения в духе нарышкинского барокко. Сооружена над колодцем у угла Успенского собора.

Патриаршие (Митрополичьи) покои в Троице-Сергиевой лавре. Внутри покоев на втором этаже находится храм в честь святого Филарета Милостивого. Домовый храм в здании Патриарших покоев (первоначально — настоятельские кельи, потом — покои Митрополитов Московских), внешне никак не выделен. В 1918 закрыт, при восстановлении в 1949 освящен во имя Филарета Милостивого.

Вид со стороны Успенского собора на Митрополичьи покои, внутри которых находится церковь Филарета Милостивого при Патриарших покоях.
Вид со стороны Успенского собора на Митрополичьи покои, внутри которых находится церковь Филарета Милостивого при Патриарших покоях.

Часовня Красногорская в стиле барокко. Сооружена в 1770-х на месте, куда в 1709 во время пожара была вынесена из Лавры рака с мощами прп. Сергия. В 1970 отреставрирована.
Часовня Красногорская в стиле барокко. Сооружена в 1770-х на месте, куда в 1709 во время пожара была вынесена из Лавры рака с мощами прп. Сергия. В 1970 отреставрирована.

Здание книжной лавки в Троице-Сергиевой лавре.
Здание книжной лавки в Троице-Сергиевой лавре.

Казначейский корпус братских келий в Троице-Сергиевой лавре.
Казначейский корпус братских келий в Троице-Сергиевой лавре.

Киворий над источником.
Киворий над источником.

Святые ворота Троице-Сергиевой лавры.
Святые ворота Троице-Сергиевой лавры.

Справа Смоленская церковь, 1735.
Справа Смоленская церковь, 1735.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи — каменный храм над Святыми воротами лавры, сооружен в 1693-1699 вместо каменной Сергиевской церкви 1512-1513. Выстроен на средства Г. Д. Строганова. Богослужения возобновлены в конца 1940-х.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи — каменный храм над Святыми воротами лавры, сооружен в 1693-1699 вместо каменной Сергиевской церкви 1512-1513. Выстроен на средства Г. Д. Строганова. Богослужения возобновлены в конца 1940-х.

Самое высокое здание Лавры — пятиярусная колокольня, 1741—1770, выстроенная архитекторами Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным считается одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в.

Высота колокольни — 88 м.

К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, но большая их часть была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 тонны.

Колокольня, 1741-1769.
Колокольня, 1741-1769.

Рядом с колокольней — обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.
Рядом с колокольней — обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.

Обелиск,  1792.
Обелиск, 1792.

Сегодня, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.

Сейчас братия Лавры насчитывает около 200 монахов. В их числе духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Священноархмандритом Троице-Сергиевой Лавры является Патриарх Московский и всея Руси.

Памятник преподобному Сергию Радонежскому — основателю Троице-Сергиевой лавры.
Памятник преподобному Сергию Радонежскому — основателю Троице-Сергиевой лавры.