Когда бизнес готов к запуску франшизы

13.07.2018

Создание и запуск собственной франшизы — это рискованный шаг для любой компании. Причем многим руководителям изначально кажется, что это не так — мол, сформировал перспективную идею, обозначил цели и задачи, напечатал стильный и современный бренд-бук и дело сделано. На самом деле все не так. Перед запуском франшизы компаниям приходится осуществлять серьезную подготовительную работу, нередко с участием сторонних специалистов в области маркетинга, делать пилотные проекты, чтобы проверить «живучесть» и конкурентоспособность идеи на рынке. И только по окончанию этого этапа бизнес может запускать свою франшизу. Но поговорим об этом поподробнее.

Основные сложности при запуске франшизы

По мнению генерального директора аутсорсинговой компании «СТС Групп» Ольги Седень, расширение бизнеса с привлечением сторонних партнеров – всегда риск и эксперимент. Как показывает практика, нельзя всё довести до идеала, особенно сегодня. Классические критерии уже не работают.

Сейчас тяжело быть единственным и неповторимым, любая новинка мгновенно копируется и устаревает, уступая дорогу новым игрокам. Компании идут на опережение, не оттачивая детали – это единственно верная стратегия (а скорее – вынужденная тактика), но и главная причина того, что, многие успешные проекты заканчиваются провалом.

Очень сложно развивать франшизу, если у компании нет имени, бренда, который знают и любят, отсутствует уникальное предложение, не протестирована бизнес-модель и не описаны все процессы. Но сейчас будущее практически любой франшизы завязано на технологичности, мобильности, способности быстро адаптироваться под новые условия.

Чтобы компания с первого дня запуска могла проявить себя, как конкурентоспособный элемент, необходимо заранее позаботиться о прогрессивной и многофункциональной CRM, которая позволяет контролировать, выстраивать, анализировать, прогнозировать, поддерживать продажи и взаимодействие с клиентами и партнерами в формате 360. Также руководство должно быть готово «вкладываться» в новые программные разработки и технические решения. Особую роль играют ресурсы и каналы для продвижения франчайзи. Здесь не обойтись профессиональных маркетологов и солидного финансового запаса.

Очень важно проработать вопрос с кадровым составом, в чью обязанность будет входить отбор, обучение и контроль франчайзи.

Также стоит отметить необходимость правовой основы для запуска франшизы. Екатерина Чилимова, руководитель проектов патентно-адвокатского бюро «Гардиум, отмечает, что согласно законодательству РФ, передача прав на товарный знак является необходимым условием договора франчайзинга. В свою очередь, данный факт определяет необходимость регистрировать такой договор в Роспатенте.

Таким образом, если товарный знак при заключении договора концессии в состав передаваемого комплекса исключительных прав не будет включен , то такой договор не подлежит регистрации и, в целом, не попадает под регулирование норм о коммерческой концессии. То есть он не будет являться договором коммерческой концессии.

Это, однако, не лишает достигнутых договоренностей юридической силы, поскольку закон не ограничивает участников гражданских правоотношений в заключении иных, не предусмотренных гражданским законодательством, договоров.

Следовательно, у собственника должно быть четкое понимание не только того, как он будет менять масштаб бизнеса, но прежде всего сам продукт, который он и его партнеры предлагают потребителю.

Как долго проходит подготовка к запуску?

Роман Алехин, генеральный директор «ОртоДоктор», считает, что в первую очередь все зависит от уровня перфекционизма владельца. Некоторые руководители могут годами подготавливать свой бизнес к запуску франшизы, но откладывать его на «попозже» из-за того, что им что-то не нравится. А есть франшизы, выпущенные за самый короткий срок, но не имеющие под собой ни яркой идеи, ни существенной подготовки. Но они хорошо продаются за счет качественного маркетинга и профессиональной работы менеджера по продажам. И таких франшиз на российском рынке больше всего.

Средний срок подготовки франшизы — около полугода. За это время можно овладеть всеми необходимыми инструментами для работы на рынке и войти в доверие к потенциальным покупателям проекта. В некоторых случаях этот срок приходится уменьшать почти в два раза, чтобы охватить большую часть рынка и не дать пройти на него своим конкурентам. Так когда-то было с известными сетями кофеен, которые буквально за несколько месяцев полностью заполнили нишу недорого кофе на вынос, и лишили прибыли те бренды, что вышли на рынок на 3-6 месяцев позже.