Старая Смоленская дорога

На картах современной России Старую Смоленскую дорогу не найти. Местами она заросла бурьяном, где-то перепахана. Есть небольшие участки прежнего тракта, покрытые изрядно потрёпанным временем асфальтом.

Государственное значение тракт получил в XVI веке. Начало Старой Смоленской дороги сегодня обозначено аркой, которая установлена в Одинцово. Увидеть её можно при выезде из Москвы в сторону Белоруссии.

Точных сведений о том, когда появилась Старая Смоленская дорога нет. Считается, что пользоваться ею стали в XIV-XV вв. Но есть версия о том, что была она уже в XIII веке. В то время в России стали появляться «ямы». Так называли места, в которых путникам можно было сменить лошадей.

После поездки по Старой Смоленской дороге секретарь австрийского посольства Адольф Лизен написал: «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириной около 30 футов, с бревенчатой по болотам настилкой».

В 1606 году по Смоленскому тракту в Москву ехала Марина Мнишек. На ночлег во время поездки она останавливалась в Дорогобуже. Длительный период времени в истории страны Старая Смоленская дорога была самым коротким путём из Москвы в Европу.

В 1665 году в России появилась почта. С этого периода на Старой Смоленской дороге стали появляться «почтовые ямские гоньбы». Рядом с ними строили постоялые дворы. Первая почтовая корреспонденция по Старой Смоленской дороге была отправлена 11 марта 1669 года. Везли её гонцы из Москвы в Вильно. В начале XVII века по этому тракту польский король Сигизмунд III вёл свои конные отряды на Восток.

Из Европы в Москву по смоленке купцы везли слитки серебра и золота, посуду, вина и другие товары. Из Москвы в Европу отправляли кожу, меха, воск, моржовые клыки и т.п. В XVIII веке дорогу покрыли щебёнкой, а через реку Днепр построили два плавучих моста.

Из-за дороговизны проекта, щебёнкой засыпали участок только от Смоленска до Соловьёво. Сохранились сведения о том, что дорога проходила по 5 уездам Смоленской губернии.

В истории России тракт оставил память о себе тем, что в 1812 году по нему Наполеон двигался на Москву и этой же дорогой позорно отступал. Существует легенда, которая гласит о том, что во время своего бегства французские войска утопили свои трофеи в озере рядом со Семлево.

Серьёзные сражения в районе Старой Смоленской дороги велись в период ВОВ. Она имела стратегическое значение. Старая Смоленская дорога окружена населёнными пунктами и городами, с которыми связаны интересные исторические события.

В селе Царево-Займище 17 (30) августа 1812 г. принял командование русской армией фельдмаршал М. И. Кутузов. Он не рискнул здесь проводить генеральное сражение с войсками Наполеона и отступил по Старой Смоленской дороге за Гжатск.

В 1968 году Гжатск был переименован в Гагарин. В XVIII веке здесь были построены верфи и пристани, велась активная торговля. Поступавшие из Европы товары направлялись из Гжатска в строящийся Петром I Петербург.