Как музыканты и их фанаты развивали интернет

Музыканты, а точнее комьюнити вокруг них, сыграли достаточно большую роль в развитии интернет-технологий. Секрет достаточно прост: среди фанатов разных груп часто оказывались люди, которые напрямую занимались или увлекались технологиями. И они применяли свои знания, например, в интересах фан-сообществ. Исследователь кембриджского офиса Microsoft Нэнси Байм написала про это целую книгу Playing to the Crowd («Играя толпе»). Вот несколько примеров из этой книги.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Первый краудфандинг. В начале 1990-х клавишник британской группы Marillion долгое время сидел на форуме фанатов инкогнито, но потом рассекретил себя. Ему сразу посыпались вопросы, почему Marillion не выступает в США, там у группы оказалось много фанатов. Причина была проста — у звукозаписывающей компании не было финансов для раскрутки группы в этой стране. Тогда фанаты решили собрать деньги на турне. До появления Kickstarter оставалось почти два десятилетия. Музыкант оценил затраты на тур в $50 000. В течение нескольких недель было собрано $20 000, а вскоре уже $60 000. Похожая история была у группы Foo Fighters, фанаты собирали деньги под лозунгом «Bring the Foo Fighters to Cornwall».

Онлайн-трансляции. В 1994-м году группа Rolling Stones решила удивить весь мир и запустить трансляцию со своего концерта на арене Cotton Bowl в Далласе, чтобы его могли посмотреть миллионы людей со своего компьютера. Но музыканты-любители из группы Severe Tire Damage, работавшие в Xerox PARC (одной из самых инновационных компаний на тот момент), оказались хитрее. Они выяснили, что канал, по которому должна была идти трансляция концерта Rolling Stones, был доступен каждому. И они устроили трансляцию своего концерта на всю аудиторию Rolling Stones, отыграв до и после концерта группы.

Массовые рассылки. Среди фанатов калифорнийской группы Grateful Dead были специалисты по компьютерным системам, работавшие в ключевых для развития интернета организациях, например, в Стэнфордском университете и в Калифорнийском университете в Беркли. Один из них — Пол Мартин из Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта SAIL — организовал массовую рассылку dead.dis@SAIL, посвященную группы. Так Grateful Dead сыграла свою роль в появлении одной из первых массовых рассылок. А еще Мартин вместе с товарищем создал огромное электронное хранилище песен Grateful Dead. Когда автор текстов группы Джон Перри Барлоу увидел подборку, то вдохновился и стал фанатом технологий. А в 1990-е основал организацию в сфере цифрового права Electronic Frontier Foundation.

Доски объявлений. Первая общедоступная электронная доска объявлений появилась в 1973 году, а называлась она Community Memory. Первый терминал для этой доски объявлений стоял в магазине грампластинок Leopold's Records в Беркли, штат Калифорния. Терминал располагался рядом с традиционной доской объявлений, где музыканты, и не только они, размещали «открытки, флаеры, объявления о концертах и поиске организационной помощи, юмор и философские сентенции». Пользователи Community Memory оставляли друг другу электронные сообщения по этим же темам. Каталог таких сообщений по теме музыки еженедельно печатали и оставляли возле терминала, чтобы посетители могли его просматривать. Эта система была столь популярна, что быстро распространилась и в других сообществах Калифорнии.

Полную версии статьи, где еще больше примеров, читайте на сайте ФРИИ