Без смазки мало какие механизмы способны долго работать. И во многих случаях её избыток может повредить лишь окружающей среде, в которую он обязательно будет выброшен.
Но это не касается таких точных агрегатов, как двигатель и коробка передач, особенно автоматическая.
Там перевыполнение нормы по маслу в картере вызовет неисправности, пусть и не такие суровые, как недостаток смазки.
Почему происходит перелив масла
Уровень может быть превышен по самым разнообразным причинам, иногда даже экзотическим.
С точки зрения мира техники, далёкие от него владельцы машин легко совершат любой автомобильный проступок, и это нормально, они многого не знают и не имеют опыта.
Например можно сделать следующее:
- залить масло «с запасом», чтобы подольше не проверять;
- заправить картер по вычитанной в инструкции норме, которая работает только при полной замене, а не частичной, чтобы слить всё масло, агрегат надо снять и разобрать или перевернуть машину вверх колёсами;
- слить масло из одного агрегата, а залить в другой, и такое случается;
- нарушить технологии контроля, замены или проявить в них невнимательность, особенно это касается АКПП, где имеются сложности с уровнем;
- не заметить начало проявления неисправностей, сопряжённых с попаданием посторонних жидкостей в картере, когда уровень растёт, хотя масло остаётся в прежнем количестве.
Чаще всего в мотор переливают из-за положения машины с наклоном кузова в момент замера, а в АКПП – не понимая, как проверяется уровень при отсутствии контрольного щупа.
Чем грозит превышение уровня масла
Многое зависит от величины превышения. Определённый безопасный допуск всегда имеется, хотя лучше и его не проверять на последствия.
Нормы для того и придуманы, чтобы давать гарантию безвредной для механизмов эксплуатации.
В моторе (ДВС)
Самое опасное, когда уровень зеркала масляной ванны в картере настолько высок, что до него начинают доставать быстро вращающиеся противовесы кривошипов коленчатого вала. Они взбивают и распыляют жидкость, резко повышая концентрацию и консистенцию масляного тумана.
Эти мелкие брызги летят во все стороны, проникая в самые нежелательные места. Но и при незначительном росте последствия те же, хотя и не так сильно выражены:
- общее замасливание мотора снаружи, уплотнения уже не могут удержать жидкость под газовым давлением;
- превышение способностей системы фильтрации картерных газов, масло начинает попадать на впуск;
- от нагара страдают датчики и механизмы модуля дроссельной заслонки, впускные клапаны, воздушный фильтр;
- закоксовываются свечи и камеры сгорания;
- залегают кольца, падает компрессия, изнашивается цилиндропоршневая группа;
- страдает катализатор, кислородные датчики и система выпуска;
- уменьшается отдача двигателя, растёт расход;
- снижаются экологические показатели автомобиля;
- масло теряет свои свойства, ухудшается смазка и работа гидравлики, в том числе гидротолкателей привода клапанов.
Не стоит надеяться, что избыток быстро выработается из-за скачка потерь на угар. Лишнее масло успеет основательно испортить мотор до нормализации уровня, его обязательно надо слить или отобрать вакуумом.
В коробке передач АКПП
В автоматических коробках масло, точнее специальная жидкость типа ATF играет главную роль в обеспечении всех функций механизма, поэтому его нормальный уровень ещё более важен, а превышение может привести к поломкам. И появление многочисленных течей через уплотнения ещё не главная из угроз.
Основной источник проблем – нарушение работы гидравлики, а через неё в автомате происходит всё.
Регулируется управляющее давление, замыкаются и распускаются фрикционы, происходит нормальное проскальзывание гидротрансформатора, отводится тепло.
С превышением уровня уйдёт и тепловой режим. Масло начнёт разрушаться, а его свойства точно определены.
В результате возникнут неравномерности передачи крутящего момента, а это разрушающие удары.
Страдают фрикционные муфты и поршни, перегружается гидроблок. Продукты разрушения разносятся масляными потоками по всей коробке, ресурс её резко падает.
Еще больше про проверку уровня масла и его удаление читай в статье по ссылке