2,9K подписчиков

Туркменский дутар: две струны, которые остановили войну (ФОТО)

635 прочитали
Кадр из фильма "Шукур-бахши" (1963 г.)
Кадр из фильма "Шукур-бахши" (1963 г.)
Издревле бахши пользовались в народе почётом и уважением. Их имена обрастали легендами. Сами же бахши с величайшей заботой, а также очень трепетно относились к своему дутару. Свой дутар они берегли как зеницу ока, хранили их в специальных футлярах из мягкой материи и никому никогда не одалживали. В Туркменистане знают подлинный случай, происшедший со знаменитым дутаристом Шукур-бахши. Непревзойдённый музыкант своим искусством игры на дутаре смог остановить надвигающуюся кровопролитную схватку с воинами соседней страны.
Кадр из фильма "Шукур-бахши" (1963 г.)
Кадр из фильма "Шукур-бахши" (1963 г.)

Заслуженную славу бахши по праву могут разделить мастера по изготовлению дутаров - уста. Уста в народе пользовались не меньшим почётом, а их работа очень ценилась. Так, в недалёком прошлом за хороший дутар могли дать породистого коня. Ремесло дутарных дел мастеров испокон веков передавалось по наследству, из поколения в поколение. В настоящее время бахши смогут назвать уста, которые жили и делали знаменитые дутары сто и более лет назад.

 Мастер вовремя работы очередного дутара (Фото Д.Бабаева)
Мастер вовремя работы очередного дутара (Фото Д.Бабаева)
Обычно дутар делается из любого дерева, но от этого зависеть время его службы и качество звука, они будут совершенно разные. Для изготовления хорошего дутара, нужно, в первую очередь, хорошее дерево. Самым лучшим вариантом для этого служит тутовое дерево. Дутар из него получается лёгкий, прочный с красивой текстурой и прекрасными резонансными способностями. Ни одно другое дерево не сможет дать такого сочного и неповторимого звука. При этом именно возраст дерева имеет большое значение при изготовлении дутара. Для этого используют тутовник, которому не менее пятидесяти лет. Как говорится в народе, дерево, как и человек, мудреет с годами, становится крепче, красивее, благороднее.
Мастер вовремя работы очередного дутара (Фото А. Дурдыева)
Мастер вовремя работы очередного дутара (Фото А. Дурдыева)

Обычно заготовка основы для будущего инструмента происходит осенью, когда заканчивается листопад. В это время года дерево подсыхает, древесная смола становится белой, а также равномерно растекается во все ткани тутовника. Выбранное дерево разрезается на чурбаки, после чего они закапываются в землю. Около года они должны пролежать в земле, чтобы дойти до кондиции и пропитаться соками земли. Если эти правила не соблюдать, то впоследствии это приведёт к деформации дутара, а также искажению звучания. Когда приходит срок, мастер смело достаёт чурбаки и распускает их на заготовки. Кроме этого он даёт хорошенько просохнуть и только потом может начинать к сборке инструмента.

Туркменские национальные инструменты (Фото Х.Магадова)
Туркменские национальные инструменты (Фото Х.Магадова)

В подгонке деталей требуется аккуратность и точность расчёта. Толщина корпуса, а также крышки дутара не должна превышать определённого размера, в противном случае не будет нужного звучания. В настоящее время мастера по изготовлению дутара используют точные измерительные приборы для расчётов, а некоторые уста с большим опытом, используют, как и их предки, разве что обычную линейку. В остальном они полагаются на точность глаза. Опытные руки, выдалбливая из чурбака корпус дутара острой, как бритва, тяпочкой, привычно отхватывают ровно столько щепы, сколько нужно. Ни больше, ни меньше. Эта ювелирная работа настолько интересна, что ею можно любоваться, не отрывая глаза.

Инструменты для изготовления дутара (Фото Х.Магадова)
Инструменты для изготовления дутара (Фото Х.Магадова)
Обычно заготовки делаются не для изготовления одного дутара, а впрок. Заготовки могут храниться десятилетиями. С годами они становятся тёмными, почти чёрными. Но изменяя цвет, качество дерева становится всё ценнее. Туркменские уста по обычаю не пользуются ни красителями, ни лаком. Они могут ухудшить звучание, и красоту. По традиции всё должно быть естественным, натуральным, как сама жизнь. Со временем дутар меняется, как и человек. С той лишь разницей, что время людей выбеливает сединой, а дутары - темнеют.
Музыкальные инструменты: Дутар и гыджак (Фото А.Шекеровой)
Музыкальные инструменты: Дутар и гыджак (Фото А.Шекеровой)

После того, как деревянные части идеально пригнаны друг к другу, остаётся только последняя операция - прилаживание струн. Надо учесть, что струны единственные покупные детали для хорошего дутара. Остальное всё – эта ручная работа. Даже металлические колки, на которые натягиваются струны, мастера предпочитают отливать сами. Кстати, и сами инструменты, мастеров уста, в большинстве своём самодельные.

И вот настало время проверки звучания. Если оно мастера не устраивает, то он снимает её и аккуратно шлифует миниатюрным рубанком до тех пор, пока дутар не издаст звуки нужной высоты и чистоты. Чтобы добиться этого, уста должен обладать исключительным музыкальным слухом, а также быть отменным музыкантом.

Туркменские национальные музыкальные инструменты (Фото Ю.Шкурина)
Туркменские национальные музыкальные инструменты (Фото Ю.Шкурина)
В старину в Туркменистане существовали артели по изготовлению дутаров. Но успехом в народе эти инструменты не пользовались. Играть-то на них можно было, а вот слух воспринимал звуки с трудом. И, конечно, до души, до сердца они не доходили. Даже были попытки, в основном у молодых исполнителей, усилить звучание дутара электроначинкой. Но, вскоре от этой затеи отказались. Наверное, дутар не желает звучать под током. Настоящий дутар не терпит суеты, его рождение - исключительно штучная работа. И оживает он только тогда, когда начинает в нём биться сердце настоящего мастера.
Ребенок с дутаром в национальной одежде (фото Т.Мурадова)
Ребенок с дутаром в национальной одежде (фото Т.Мурадова)

С виду, все дутары похожи друг на друга, как близнецы. Но это только на непросвящённый взгляд. Мастер-профессионал узнает свое создание из тысячи похожих, ведь у каждого мастера свой почерк работы. Туркменские мастера никогда не ставили на своих дутарах личное клеймо, или же другой отличительный знак. Зачем, если по звучанию дутара, по добротности работы исполнитель-бахши без труда может определить, кем создан дутар.

Мастера дутара на празднике Новруз-байрам (Фото А.Агамаммедова)
Мастера дутара на празднике Новруз-байрам (Фото А.Агамаммедова)

Несведущему человеку может показаться, что этот музыкальный инструмент бесхитростен до примитива: никакой вычурности, никаких художественных изысков и декоративных украшений. Однако внешняя простота кажущаяся. Строгость и стройность линий дутара доведена до высокого искусства. А каким мастерством нужно обладать музыканту, чтобы с помощью всего двух струн передать мелодии своей души! Если вслушаться в звучание дутара, то можно ощутить жар горячего туркменского солнца, уловить многоголосье горных речек и плеск волн древнего Хазара - Каспия, услышать крик птиц над безбрежной пустыней, увидеть глаза влюблённых и услышать их язык, который понимают только они двое.

Туркменские бахши (Фото К.Аманлыкова)
Туркменские бахши (Фото К.Аманлыкова)
Интерес к искусству бахши в Туркменистане не пропадал никогда, а сейчас он и вовсе на подъёме - развитию народного творчества в стране уделяется большое внимание.