Шесть важных вопросов детскому неврологу

31.07.2018

В команде реабилитационного центра обязательно присутствует невролог – именно этот специалист одним из первых ведет прием детей с нарушениями развития (ДЦП, аутизм и т.д.), а также в случаях проявления эпилепсии и при других заболеваниях. Чем невролог может помочь детям с особенностями? Как не пропустить важные моменты развития ребенка? Как связаны неврология и реабилитация? Это лишь небольшой перечень часто возникающих вопросов родителей.

Чтобы ответить на них, мы решили записать интервью с опытным неврологом. Нашим собеседником стала Инна Леонидовна Зыкина, много лет работающая с детьми с перинатальной патологией, с задержкой моторного, речевого и психоречевого развития, с аутизмом, эпилепсией и другими пароксизмальными состояниями, а также нарушениями поведения и трудностями обучения.

- Инна Леонидовна, здравствуйте! Расскажите, кто и когда к вам приходит на прием и с какими жалобами?

- Существует довольно большая группа детей с ДЦП (детский церебральный паралич) и детей с различными нарушениями развития, к которым с некоторыми оговорками можно отнести РАС (расстройства аутистического спектра) – все они мои пациенты. Кроме того, есть целый ряд заболеваний, не связанных напрямую с нарушениями развития: эпилепсия, тики, травмы, нейроонкология и т.д. Практически все эти дети первично попадают на прием к неврологу, но не всегда с жалобами на конкретное заболевание. Например, мама приходит с жалобой на задержку речевого развития, а у ребенка выявляется ранний детский аутизм.

- А как понять, когда нужно приходить к вам на прием? Часто родители спрашивают, в какой момент впервые показать младенца неврологу.

- С 2017 года существует обязательный периодический осмотр любого ребенка (приказ МЗ РФ N 514н от 10.08.2017) в 1 и 12 месяцев, в 3, 6, 7, 10 и в 15 лет. Эта инициатива направлена на раннее выявление заболеваний неврологического спектра. При отсутствии жалоб достаточно наблюдения грамотного и квалифицированного педиатра, который может заметить особенности поведения и развития ребенка или услышав жалобы мамы, направить на дополнительную консультацию к неврологу.

- Вот это очень тонкий и важный момент – как не пропустить отклонения в развитии? Как родителям отделить кажущиеся проблемы от реальных?

- Я придерживаюсь тактики «лучше перебдеть, чем недобдеть». Ко мне нередко попадают дети с запущенными неврологическими проблемами, потому что родители не знают и не понимают, где лежит граница между нормой и её отсутствием. А часто – закрывают глаза, предпочитая себя успокаивать. Но в таком случае рассчитывать на грамотность врача сложно. Обязательный прием у невролога или педиатра короткий и при отсутствии жалоб врач попросту может не заметить проблем, ведь он не видит, как ребенок спит, есть ли истерики, агрессия, какие-то непонятные движения или замирания и другие вещи.

Именно мама и папа видят ребенка постоянно, и я всем рекомендую занимать проактивную позицию в отношении здоровья и развития своего чада. Например, вести дневник развития ребенка, который поможет не пропустить проблему и вовремя обратиться за помощью. Беспокойный сон, частый плач, срыгивания, резкие движения ребенка – руками, ногами, головой – должны насторожить маму, а с серьезными проблемами (приступы, грубая задержка моторного развития и т.д.) сразу надо идти к врачу.

Я глубоко убеждена, что нет ничего страшного, если беспокойство мамы окажется безосновательным. В лучшем случае консультация врача снизит мамину тревогу, или невролог назначит дополнительные обследования, чтобы удостовериться в отсутствии проблем.

Задача родителей не пропустить проблему, а задача невролога – определить, есть ли за жалобой реальное заболевание и назначить соответствующие обследования, чтобы поставить или опровергнуть тот или иной диагноз.

- Скажите, а в случае с подростками, какие жалобы и симптомы должны насторожить родителей, если до этого развитие шло нормально?

Правила для старших детей такие же как и для малышей: любое беспокойство мамы, появление как новых особенностей поведения так и жалоб или симптомов – от головной боли и головокружения до перепадов настроения или повышенной плаксивости – повод для обращения к врачу. Большинство жалоб скорее всего будут носить физиологический характер, и не потребуют серьезного обследования и лечения, кроме, например, коррекции режима дня или объема дополнительных занятий.

- Какие исследования назначает невролог и в каких случаях?

- После беседы с мамой и уточнения жалоб, невролог проводит оценку неврологического статуса ребенка и соответствие возрастной норме. Если нужно уточнить состояние, есть два самых распространенных исследования, назначаемых в первые месяцы жизни – нейросонография (НСГ) или УЗИ головного мозга через родничок, а также УЗИ тазобедренных суставов.

НСГ назначают практически всем детям, чтобы удостовериться в отсутствии структурных изменений в головном мозге ребенка аналогично скрининговым УЗИ во время беременности. Все другие исследования, как правило, назначают при наличии настораживающих доктора знаков или жалоб у родителей и ребенка.

- Инна Леонидовна, мы подошли к очень важному моменту – участию невролога в реабилитации, его роли в команде реабилитационного центра. Расскажите, в чем суть вашей работы, когда ребенку требуется помощь в развитии отсутствующих или возвращении прежних навыков.

- По результатам обследования невролог формирует план лечения (медикаментозного и немедикаментозного) и план реабилитационных мероприятий. Зона ответственности невролога – давать рекомендации в отношении тех или иных методов реабилитации, комбинированности их между собой и с оказываемым лечением.

Реабилитация – понятие широкое и включает в себя целый ряд мер от традиционного массажа и ЛФК до современных методик. Коррекционная работа также представлена обширно: от индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом до прикладного поведенческого анализа (АВА-терапии), психомоторной коррекции и т.д. Участвуя в работе реабилитационной команды, я помогаю сформировать наиболее эффективную программу реабилитации и коррекционной работы.

Часто я вижу картину, когда в погоне за результатом пытаются делать всё подряд, не принимая во внимание особенности конкретного ребенка. И это настоящая беда. Например, когда Томатис назначают ребенку, которому показана АВА-терапия. В реабилитации всегда важен индивидуальный подход к каждому ребенку и командная работа с другими специалистами. Только в этом случае возможно достичь наиболее быстрого и эффективного результата. Поэтому моя рекомендация всем родителям: ищите грамотных специалистов и комплексную работу с детьми. И никогда, никогда не бойтесь "перебдеть"!

Автор: Анна Куприна_________
Источник: www.mcr-kids.ru