Макаренко: забытые принципы

756 full reads
904 story viewsUnique page visitors
756 read the story to the endThat's 84% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

Попытался сформулировать и объяснить по своему забытые современной педагогикой принципы системы Антона Макаренко.

Макаренко: забытые принципы

1. Коллективизация

Ребенок воспитывается коллективом. Родителями, конечно, тоже. Но самое важное - это коллектив. А ведь семья тоже коллектив. И чем больше детей в семейном коллективе - тем легче их воспитывать. А если мы говорим о детском коллективе там еще проще. Главное, обеспечивать постоянную ротацию. Сегодня ты рядовой, завтра ты командир отряда. Это позволяет уничтожить биологическую жесткую иерархию всех этих альф, бет, гамм, омег. Сотрудничество, а не соперничество - вот лозунг живого, человеческого коллектива. Человеческого, а не биологического.

2. Авторитаризация

Взрослый должен иметь авторитет. Авторитет появляется только от дел, не от слов. А еще важные условия авторитета - активная жизнь взрослого помимо детского коллектива. Нельзя полностью себя посвящать детям. И личная жизнь должна быть, и хобби. И скрывать это не надо. Зачем? Взрослый такой же член коллектива, как и дети. Если вам интересно, чем и как они живут, то и детям это интересно.

3. Милитаризация

Во первых, это красиво. Строй красивее толпы, гармония красивее хаоса. Строй позволяет почувствовать плечо товарища. Форму нельзя позорить недостойными поступками. Военное дело помогает развивать технические, математические, естественно-научные, гуманитарные навыки. Разбирать-собирать механизм, рассчитать влияние влажности воздуха на полет пули, оказывать медицинскую помощь, уметь нести ответственность за решения, знать историю страны. Про развитие тела только ленивый не говорил. Ну а обучение преодолению стресса - нет метода лучше, чем военная игра.

4. Труд

Не любой труд, нет. Только производительный. То есть тот, который дает результат. Материальный результат. Тот, который можно увидеть, послушать, потрогать. Представьте себе, что небольшому коллективу "на растерзание" отдана какая-нибудь "копейка". Труд в том, чтобы довести ее до ума, научиться водить машину, ухаживать за ней. Детеныши будут гордиться этим трудом. Желательно еще этим трудом зарабатывать, конечно. И самое главное - трудом нельзя наказывать. Хотя нет, иногда можно. Но только так, чтобы потом наказанный этим трудом гордился.

5. Дисциплина

Дисциплина - это не средство и не цель коллектива. Это результат первых четырех правил. Дисциплина это не хождение строем. Это не речь по уставу. Это выполнение поставленной задачи.

6. Минимизация эмоций

Это касается взрослого. Чем меньше эмоций на лице педагога, тем легче процесс воспитания. Что такое эмоция? Это оценка нервной системы окружающей среды. И чем сильнее эмоция, тем неадекватнее эта оценка. Торможение должно преобладать над возбуждением. Тогда будет и критическое мышление преобладать над доверчивостью. Приведу пример: на одном из детских лагерей, в конце смены, полицейские, охранявшие лагерь, на полном серьезе сказали мне:

- Ваши дети употребляют наркотики.

-??? - я был изумлен, но вида не показал.

-Почему они у вас все время смеются? Даже штрафники?

Экзальтированный человек устроил бы истерику, детей бы нагнул, на полицейских наорал. В общем, усилил бы конфликт.

Я просто попросил протокол допроса, обыска, экспертизу найденных веселых веществ. Полицейские смущенно скрылись в закате.

7. Доверие.

Доверие, а не доверчивость

Доверие это когда ты даешь пацану в руки боевое оружие. Доверчивость, когда веришь его словам, что кто-то из других пацанов его обозвал. Всегда надо смотреть на поступки, а не на слова. Ни разу в моей жизни не было, когда пацан или девчонка меня серьезно подвели, когда я им доверял. Например, дать пять тысяч для похода в магазин, чтобы купить молока и десять кило сахара. Ни слова о чеках (нафиг они мне нужны, если это не государственные деньги?). Они принесут вместе с чеком и сдачей до копейки. У девчонки день рождения, я об этом знаю. Смущаясь, она подходит и спрашивает разрешения выпить с подругами перед сном бутылку шампанского. Шестнадцать лет, да. Думаете, без моего бы разрешения не выпили бы? Еще как. Еще бы и полирнули по глупости пивом. Возможности есть. Дело не в этом. Дело в том, что им важно знать мое мнение. Доверие штука обоюдная.

8. Динамика, а не статика

У воспитания нет конца и результата. Это постоянный процесс. Пока мы не умерли мы воспитываемся и воспитываем. Задача педагога научить подростка самого себя воспитывать. Развить в себе силу воли - помните такой забытый термин? И детеныш, и взрослый, и коллектив должен всегда находиться в постоянном движении. Как велосипед. Остановился - упал, умер. Как личность, как коллектив. Превратился в слизня на диване или толпу у подъезда. А для того, чтобы двигаться - необходимо творить. Выдумывать. Пробовать. Ошибаться. Побеждать. Проигрывать. Жить надо, делов то.

9. Ресурсы

Все есть ресурсы. Любая ситуация, любой конфликт. Да все на свете, включая приблудившуюся собаку. Все можно использовать для развития и жизни. Даже прорвавшую трубу и забившийся унитаз. Даже драку между пацанами. Никакой трагедии и драмы. Просто новый ресурс.

И в заключение. Вот эти нехитрые правила помогут воспитать человека, поступающего правильно не тогда, когда его видят все, а тогда, когда его не видит никто.

Макаренко: забытые принципы