Рецензия на фильм «Марсианин» (2015).

31.07.2018

«Здесь такой же мир, и нам предоставлена вторая попытка. Почему? Об этом нам никто не сказал. Но ведь и на Земле никто не объяснил нам, почему мы там очутились. На той Земле. С которой прилетели вы. И откуда нам знать, что до неё не было ещё одной?»

Р. Брэдбери.

Нельзя так просто взять, и не привести в самом начале цитату из «Марсианских хроник», хотя Марс присутствует здесь только как противник, которого нужно победить, как негостеприимное место, в котором нужно выжить.

Очередная марсианская экспедиция вынуждена экстренно сворачиваться, поскольку ее участники, а также все наблюдатели из НАСА не уследили за надвигающейся песчаной бурей, могущей запросто опрокинуть корабль, а вместе с ним – надежду людей выбраться с планеты живыми.

Эвакуация не прошла гладко – одного человека все же задело стремительно улетающим прочь от места старта оборудованием. Его не нашли и решили, что он погиб.

Подавленные случившимся, астронавты готовятся к долгому возвращению на Землю, а тем временем, внизу, на красной планете, приходит в себя Марк Уотни. Ботаник (по профессии), неисправимый оптимист (не отчаивается и не опускает руки после двух взрывов в жилом модуле и еще большего количества разгерметизаций скафандра) и просто везунчик. Тот, кто будет выращивать картошку на местной бесплодной почве, кто будет слушать и одновременно ненавидеть музыку в стиле диско (потому что больше ничего не осталось интересного в жилом модуле) и кто будет звать себя капитаном Флинтом (согласно водному кодексу, и если принять Марс за нейтральные воды, ему не давали прав на использование оборудования прошлых экспедиций, а следовательно, его действия можно расценивать как пиратство). И все потому, что он сразу, как обнаружил, что остался один, сказал себе: «Я здесь не сдохну!»

Вообще, этими мотивами, о решимости, крепости духа и несгибаемости, пропитан весь фильм.

Ни при каких обстоятельствах здесь не сдаются – ни Уотни, несмотря на свое катастрофическое положение, ни люди из НАСА, быстро перекраивающие всю космическую программу, затачивая ее на спасение одного человека, ни улетевшие астронавты, от которых, собственно, и будет зависеть спасение марсианского Крузо. Узнав, что он жив, сотрудники Агентства не будут спать, но выполнят свою задачу. Взорвалась одна ракета с припасами? Тут же найдут другую. Или – пробыть на корабле дополнительные пятьсот с лишним суток, сделав еще один рейс до Марса? Да запросто. Своих не бросаем.

И все – ради одного человека. Естественно, возникает вопрос, а не проще ли оставить его там? Не проще, потому что по версии Вейера – автора первоисточника, а за ним и Скотта, режиссера, люди на самом деле – самоотверженные, сильные духовно и физически, отличные, в общем, сущности.

Да, фильм вышел отличный, с красивым, но реалистичным Марсом, декорациями без единой несуразицы и великолепными спецэффектами, что важно, не выходящими за рамки достоверности. «Марсианин» смотрится на одном дыхании, вызывает неподдельный восторг и совсем не расположен на поиск минусов.

А они все же есть. В первую очередь, их заметят те, кто знаком с книгой, хотя и прочие внимательные зрители обратят свое внимание. Дело в том, что создается впечатление, крепнущее к финалу, будто картина прежде была значительно больше, но ее старательно урезали, втиснув в двухчасовые границы. Словно взяли самые яркие моменты и грубо скрепили скотчем, каким Уотни все чинит вокруг себя. Тем не менее, скотч качественный, а потому в сюжете и диалогах нет никаких провисаний – что подтверждает мастерство и внимание к деталям создателей фильма.

И все же, наверняка у многих сложилось мнение, что из исходного материала, полного сюжетных тонкостей, технических нюансов и не в меньшей степени отличного юмора получился бы отменный сериал.

В завершении, нельзя не отметить по-настоящему превосходный актерский состав – абсолютно все сыграли как по нотам, а Дэймон и вовсе настолько гармонично перевоплотился в Уотни, что уже никто другой просто не будет восприниматься. Великолепно.

И, наконец, в итоге о фильме можно сказать двумя способами. Первый, категоричный: «Марсианин» - это дорогостоящее превью к книге Вейера. Складно сделанное, красивое, но демонстрирующее только основные моменты, из-за чего возникает ощущение скомканности и быстрого пересказа.

Второй, восторженный: «Марсианин» - легкий, оптимистичный приключенческий фильм, заставляющий поверить в людей и их способности. Он показывает, что именно такими людьми, как Уотни, и создается будущее – для всего человечества.

P.S. Порадуемся также и за Ридли Скотта, у которого вышел

не глупый «Прометей-2», а достойный «Марсианин». Первый и единственный.

P.P.S. А вы обратили внимание, сколько мусора осталось после Уотни, когда он взрывал свой модуль, разбирал ракету, чтобы улететь? И это только один человек…

«У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное. Если мы не открыли сосисочную в Египте среди развалин Карнакского храма, то лишь потому, что они лежат на отшибе, и там не развернешь коммерции».

Р. Брэдбери.