Что при царе тормозило развитие автопрома

С 1909 по 1918 было выпущено всего 450 автомобилей "Русско-Балт"  различных модификаций
С 1909 по 1918 было выпущено всего 450 автомобилей "Русско-Балт" различных модификаций

Некоторые считают, что автопром до революции не развивался потому, что царская Россия была глубоко отсталой, "лапотной" страной. На самом деле при Николае II индустриализация шла полным ходом. Кто не верит, тот может обратиться к изданной в 1900 году книге В.И.Ленина "Развитие капитализма в России", где черным по белому написано:

Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка.
В.И.Ленин, ПСС, т.3, с. 597-597

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века Россия полностью обеспечивала себя паровозами, которые тогда во всех отношениях были сложнее автомобилей. Так почему же паровозов наклепали десятки тысяч, а автомобилей всего несколько сотен?

Этот парадокс имеет простое объяснение - спрос на автомобили в России сдерживался административными барьерами. Особенно жесткими были правила, регламентировавшие обращение с бензином. И, надо признать, для этого были все основания - из легковоспламенимого дерева строились не только дома, но зачастую и городские мостовые. Поэтому, для избежания пожаров, предписывалось хранить бензин в каменных помещениях. То есть и гаражи для автомобилей надо было строить каменные. А это даже для тогдашнего среднего класса было дорого.

Но даже это не всегда помогало. Так в ночь с 26 на 27 марта 1904 года в Санкт-Петербурге сгорели 14 автомобилей системы Фризе, принадлежащие Главпочтамту, использовавшему эти машины отечественного производства для почтовых перевозок.

Немаловажным являлось и то, что власти вводили правила, ограничивавшие скорость движения для автомобилей. В том же Санкт-Петербурге она не должна была превышать 13 км/ч.

Существовали и совсем уж нелепые правила. Например, для регистрации права собственности на автомобиль, необходимо было предоставить его чертеж. А для получения прав на вождение, надо было обладать слесарными навыками. Хотя оба этих требования просуществовали недолго, но определенное сдерживающее влияние на тех, кто рассматривал возможность приобретения автомобиля, они оказали.

Когда говорят о причинах, тормозивших рост количества автомобилей в дореволюционной России, то часто вспоминают о недостаточном количестве шоссейных дорог. Да, до революции приоритетным считалось развитие железнодорожного транспорта. Но, ведь, были еще города, где дорожное покрытие улиц вполне подходило для автомобилей. Однако при административных барьерах, о которых говорилось выше, извозчикам даже в голову не могло прийти, пересаживаться со старой, привычной лошадки на пожароопасного, железного коня.

Таким образом чрезмерная административная забота властей превратила автомобиль в дореволюционной России из средства передвижение в роскошь. Это, в свою очередь, уничтожало спрос на относительно дешевые, массовые машины, предназначенные для использования в производственной сфере и сфере обслуживания, что, в конечном итоге, и тормозило развитие российской автомобильной промышленности.