Гибель ИЛ-20: Кто виноват и что делать?

Схема расположения кораблей и самолетов в районе крушения ИЛ-20 17.09.2018
Схема расположения кораблей и самолетов в районе крушения ИЛ-20 17.09.2018

17 сентября 2018 года при заходе на посадку на аэродром российской военной базы Хмеймим ракетой "С-200" сирийской противовоздушной обороны был сбит самолет-разведчик Ил-20. На следующий день, 18 сентября, Министерство обороны России выступило с заявлением, в котором говориться, что гибель Ил-20 произошла из-за того, что израильские истребители F-16, прикрылись им во время атаки сирийской территории от выпушенных по ним ракеты.

Негодование российских официальных лиц, считавших, что у России с Израилем существуют "партнерские отношения", вполне понятно. Их обманули, или они сами обманывались - теперь не важно. Важно то, что эта трагедия в очередной раз наглядно продемонстрировала, что никаких "партнерских отношений" у России с Западом и Израилем не существует и в нынешних условиях не может существовать в принципе.

Можно сколько угодно обвинять Израиль в вероломстве и "преднамеренном создании опасной ситуации для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе". Безусловно, то, что произошло - подлость. Но дипломатия и юриспруденция этическими понятиями не оперируют. Поэтому, при всем желании российского МИДа и министерства обороны, для предъявления реальных претензий у них нет достаточных оснований. Да, посла Израиля вызовут "на ковер" и выразят ему протест действиями израильских пилотов, но это максимум, что можно сделать в рамках дипломатии и международного права, потому что формально российский самолет сбила сирийская С-200, а не израильские F-16.

Это не первый случай, когда против России действуют тонко и изощренно, нанося ей выверенные удары, и не давая формального повода для ответных. Такова суть западной политики и западной цивилизации. А то, что сейчас происходит, напоминает травлю медведя сворой собак, когда злобные шавки азартно рвут на части увольня-Мишку, а он не успевает от них отбиваться.

И здесь возникают два извечных русских вопроса "Кто виноват?" и "Что делать?". Не снимая вину с западных "партнеров", которых не переделать, так как они такие, потому что "хочется им кушать", надо признать и вину тех, кто определил этих "волков в овечьих шкурах" в "партнеры". Вероятно, для этого были веские причины. Но не хотелось бы повторять ошибку 1941 года, когда армии настолько вдолбили приказ "на провокации не поддаваться", что когда началась война, многие не поняли, что это уже не провокация, пока на их головы не посыпались вражеские бомбы.

Поэтому армия должна смотреть на "партнеров", в первую очередь, как на противника, а уже потом, в десятую или сотую очередь, как на партнеров. И, налаживая взаимодействие, иметь отработанные варианты на случай любой даже самой изощренной провокации, и самой вероломной агрессии.

Можно ли было предусмотреть ситуацию, которую разыграли у побережья Сирии израильские F-16, и которая привела в гибели российского ИЛ-20? Уверен, что можно. Можно ли было принять меры, которые бы сделали подобную провокацию невозможной? Думаю, что да. Что это за меры - не предмет открытой дискуссии.

В заключении надо сказать о том, что фактически против России уже более ста пятидесяти лет идет необъявленная война со стороны Запада, получившая название "Большая игра". Как и на любой войне, и на этой потери, к сожалению, неизбежны. Но примирить с ними может только разгром врага и окончательная победа.