Деревянный Москвич - стальной Опель (Москвич-400-422 / 401-422)

13.07.2018

При проектировании первого Москвича 400-ой модели на основе довоенного Опель Кадет К-38 в Шварценберге (Саксония) в числе 5 модификаций был изготовлен и цельнометаллический фургон под поэтическим названием «Деливери». Его в числе других экспериментальных образцов направили в Москву на опытную эксплуатацию и утверждение, но в серию в итоге, машина не пошла по причине дефицита в послевоенном СССР прокатного металла.

Несостоявшийся фургон. Москвич Деливери, 1947 г.
Несостоявшийся фургон. Москвич Деливери, 1947 г.

Запорожский сталепрокатный комбинат, который обеспечивал до войны 90% стального проката для автомобильной и тракторной промышленности был серьезно поврежден во время войны и к 1947 г. ещё не был восстановлен полностью. Дело ещё осложнялось и тем, что на МЗМА тогда не было собственного прессового производства и штампованные детали доставляли с другого московского автозавода, - с ЗИСа (ныне почивший в бозе ЗиЛ). А какой материал условно возобновляемый? Правильно, - древесина. Но серийные фургоны с деревянным каркасом и панелями кузова был создан на основе другой модификации Опель Кадетт К-38, - универсала Station Wagon. Первые 10 фургонов сделали к 7 ноября 1947 г. и передали в опытную эксплуатацию, –3 на МЗМА, 6 в почтовую службу и 1 на ЗИС

Москвич-400-422, 1949 г.
Москвич-400-422, 1949 г.

Конечно, деревянный кузов вызвал массу нареканий, но с февраля 1949 г. начался их серийный выпуск. Машину собирали сразу на трех заводах. Шасси с передней частью и передними дверьми изготавливали на МЗМА, потом перегоняли свои ходом на завод №2 ХОЗУ МВД в Филях, где осуществляли окончательную «не металлическую « сборку. Каркас из березы с влагостойкой фанерой поступал с Шумерлинского машиностроительного завода. На каркас крыши натягивали материал наподобие дермантина. После окончательной сборки машины своим ходом возвращались на МЗМА где проходили контроль качества и поступали в различные госучреждения. В основном в почтовую службу или отделения телефонной связи для развозки монет для телефонов-автоматов. В свободную продажу деревянные фургоны не поступали. Машина имела небольшую грузопдъмность-200 кг, плюс 2 человека. Естественно в наших условиях машины нещадно перегружали.

Машину оснастили рядным 4-цилиндровым двигателем МЗМА-400 рабочим объемом 1,074 л. и мощностью 23 л.с. при 3600 об/мин. Позже при модернизации и смены индекса в 1954 г. стали устанавливать МЗМА-402 мощностью 26 л.с. при 4000 об/мин. Коробка была 3-ступенчатой механической, подвеска, - сзади продольные рессоры (которые при перегрузах выгибались в обратную сторону) ,а спереди пружины.

Всего с 1947 по 1956 гг. было выпущено по одним данным 11 098 единиц, а по другим 11 129 экземпляров Москвич 400-422 / 401-422 и кроме этого 2620 шасси с передней частью кузова для Московского кузовного завода для различных надстроек на его базе.

В первозданном виде машины до нас не дошли, но есть несколько прекрасно отреставрированных экземпляров. Нынче машин из дерева и дермантина не делают и души в них кажется поубавилось…

*Все фотографии использованы с общедоступных интернет-ресурсов, книг и журналов*

**Спасибо за подписку и внимание. Лайки категорически приветствуются! Приятного познавания истории**

На 40 лет раньше японцев (ГАЗ М-73)
А что снаружи (модификации ГАЗ М-1)
Опередивший время (электромобиль НАМИ-010, ЛАЗ-750/751)
Легковые грузовики Победа (М-20) и Волга (М-21)