Советский двухэтажный (троллейбус ЯТБ-3)

Все мы знаем о двухэтажных лондонских красных автобусах, но не все знают, что в СССР выпускались двухэтажные синие троллейбусы! Да их было выпущено всего 10 единиц и он по сути был скопирован с британского «электрического автобуса» как их там называли «Инглиш Электрик Компани» модели 1935 г, завезенной к нам летом 1937 г. В единственном экземпляре. Но для разорённой гражданской войной, военным коммунизмом, коллективизацией и сталинскими репрессиями страны наладить их выпуск в 1938 г. уже было трудовым подвигом и ни много ни мало ,- делом престижа страны.

Выпускали их на Ярославском автомобильном заводе в 1938-1939 гг. Это уже была третья и единственная двухэтажная модель ЯАЗа в троллейбусной линейке завода. Ради них увеличили на метр высоту контактной сети (до 5,8 м). Первые два были с одной задней дверью (второй экземпляр позже переоборудовали в двухдверное исполнение для увеличения скорости «пассажирообменности»), как было заведено в Британии, остальные уже выпускались с двумя дверьми. ЯТБ-3 был прародителем нынешних электробусов или троллейбусов с автономным ходом и имел возможность автономного движения в 2,7 км. Первый ЯТБ-3 вышел на 2-ую линию нашей столицы 26 июля 1938 г (нынешний проспект Мира в Москве).

Трёхосный, достаточно тяжелый, снаряжённой массой 10 740 кг, он тем не менее развивал скорость до 55 км/ч. Электродвигатель мощностью 75 кВт (101 л.с) располагался посередине салона под полом и приводил в движение средние и задние односкатные колеса. Высота салонов из-за общей высоты машины в 4780 мм (по токоприёмнику) была максимально уменьшена: сверху 1765 мм, снизу 1780 мм. Пассажировместимость -100 человек, из них для сидения 72 человека. Тормоза и подвеска колес для того времени стандартные - пневматические, барабанные и зависимые на продольных рессорах соответственно.

Все 10 троллейбусов эксплуатировались исключительно в Москве. А где им ещё собственно в то время было эксплуатироваться? Разьве что в Ленинграде, но там были свои троллейбусы, - одноэтажные, но от этого не менее интересные. Ввиду своих высотных габаритов троллейбус создавал неудобства для своих «низкорослых» собратьев, - они кое как дотягивались до контактной сети и то и дело при поворотах штанги соскальзовали с контактной линии. В свою очередь сами «гиганты» не могли передвигаться по стандартной по высоте контактной линии, что и предопределило их малое количество и последующий достаточно быстрый исход в небытие.

Во время войны 7 из 10 троллейбусов порезали на металлолом, а оставшиеся 3 начали вновь эксплуатироваться с 1944 г. Два из них списали в 1948 г., а последний ЯТБ-3 был отправлен в утиль после прощального рейса в 1953 г. Ни одного «живого» ЯТБ-3 до наших дней не сохранилось. В то время всей стране ещё внушали, что лучшее обязательно впереди, а ради этого можно старым и не дорожить…

А для тех кто хочет хоть как-то прикоснуться к уникуму отечественной истории есть уменьшенная в 43 раза копия.

Лично я прикоснулся с трепетом. У каждого времени свои люди, свой воздух и свои троллейбусы…Сейчас этот вид транспорта переживает не простые времена. Люди слишком спешат и «рогатый» кажется им уже «долгим» и медленным. А куда спешат? Знать бы...

Советский Колумб. Первый отечественный автобус вагонной компоновки (НАТИ-А)
С чего начинался РАФик (РАФ-251, 251С, 251Т, 976)
Легковые грузовики Победа (М-20) и Волга (М-21)