Режим коммерческой тайны

О сведениях составляющих секрет производства и коммерческую тайну я рассказывал в статье Ноу-хау, что это? Коммерческая тайна. В этой статье речь пойдет о признаках необходимости и особенностях установления коммерческой тайны. Материал будет полезен начинающим предпринимателям, будущим юристам и сотрудникам, у которых трудовые обязанности связаны с применением положения о коммерческой тайне. Также, напомню, что основные нормы регулирующие отношения по коммерческой тайне содержатся в Федеральном законе "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ. Итак, от кого и что надо защищать?

Необходимость введения режима коммерческой тайны

Не буду перечислять два перечня сведений, которые могут и не могут являться коммерческой тайной, все это можно подробно изучить в законе, а скажу что основными признаками секретных сведений являются:

  • нет общедоступности с точки зрения законодательства;
  • использование сведений в коммерческих целях приносит выгоду;
  • сведения секретные и о них знает ограниченный круг лиц.

В качестве примера можно привести анекдот, в котором новый сотрудник читает перечень сведений коммерческой тайны и говорит: "А, в той компании, где я работал это секретным не было". Смысл в том, что руководитель компании может засекретить все технологии применяемые в коммерческой деятельности, чтобы конкуренты не скопировали, даже, если где-то в других организациях о своих технологиях рассказывают всем. Кто может захотеть получить доступ к коммерческой тайне?

  • это могут быть инвесторы, поэтому следует осторожнее рассказывать о своих стартапах и своевременно отображать их в документации компании, чтобы можно было применить процедуру взыскания, в случае использования идей сторонними лицами. Также, как я уже рассказывал в другой статье, на предварительных переговорах тоже можно заключать соглашение о конфиденциальности.
  • коммерческую тайну может использовать партнер - тоже в договоре о сотрудничестве нужно указать условия использования секретных сведений;
  • сотрудники компании, имеющие доступ к защищаемой информации;
  • и, конкуренты, целю которых является обогнать и устранить своих конкурентов.

Коммерческую тайну можно классифицировать по видам информации:

  • деловая информация;
  • научно-техническая;
  • производственная;
  • организационно-управленческая;
  • финансовая;
  • маркетинговая;
  • данные о персонале компании;
  • ключи и способы защиты данных.

Режим коммерческой тайны предусматривает документальную часть и организационную. К сведению юристов, без правильной организации доступа к секретным сведениям документальная часть неполноценна. Какой смысл вводить тайные режимы в документах и хранить информацию в общедоступных местах?

Документальное обеспечение режима коммерческой тайны

Для установления режима коммерческой тайны руководитель должен определить перечень сведений и целесообразность их засекречивания. Если со смыслом своих действий руководитель разобрался, то подготавливаются следующие документы:

  • приказ по основной деятельности о введении режима коммерческой тайны;
  • положение «О коммерческой тайне»;
  • перечень информации, составляющих коммерческую тайну;
  • перечень лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне;
  • на все материальные носители наносится гриф «Коммерческая тайна», здесь важно помнить, что этот гриф с указанием полного наименования организации и адреса местонахождения наносится и на электронные документы (в виде колонтитулов, например);
  • с сотрудниками заключаются дополнительные к трудовым договорам соглашения;
  • сотрудники, у которых есть доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, ознакамливаются с положением и перечнем под подпись.
  • создается специальный журнал учёта доступа сотрудников к сведениям коммерческой тайны.

С сотрудниками проводятся необходимые инструктажи и обучение по работе с секретной информацией, результаты которых фиксируются в соответствующих журналах (реестрах).

Необходимо соблюдение всех требований делопроизводства и кадрового учета, потому что отсутствие каких либо документов и юридических фактов может повлечь за собой сомнение в установлении режима коммерческой тайны при судебном разбирательстве. Например, отсутствие грифа секретности на документах составляющих коммерческую тайну или отсутствие записи об ознакомлении сотрудника с режимом секретности. Также, при неправильном ознакомлении, сотрудник может заявить, что где-то подпись поставил, но ни с чем ознакомлен не был - важно, грамотно проводить все процедуры введения режима коммерческой тайны и пользоваться услугами специалистов в этих областях.

Организация доступа к сведениям коммерческой тайны

Это один из самых важных моментов. Руководитель, самостоятельно организующий режим секретности в своей компании должен начать с совещаний, на которых должны присутствовать минимум, как:

  • юрист;
  • начальник службы безопасности;
  • руководитель технического отдела.

Цель совещаний: определение мест хранения секретной коммерческой информации и разработка схем доступа сотрудников к информации. Многие компании для установки и обеспечения режима коммерческой тайны обращаются в соответствующие агентства по безопасности. У подобных агентств может быть предусмотрена специальная услуга, которая включает в себя консультативную и техническую помощь.

Именно, грамотные алгоритмы доступа, техническая защита и грамотный инструктаж являются основой безопасности компании. Во многих компаниях проводятся тренинги по внешнему поведению сотрудников, так называемое автономное реагирование. От построения правильной линии поведения в различных ситуациях до оперативных навыков - принятие срочных мер в случае утечки информации, обращение в силовые структуры и полицию для срочных оперативно-розыскных мероприятий.

Так, что режим коммерческой тайны предусматривает не только профессиональную подготовку документов и техническое обеспечение, а также, информационную и психологическую подготовку сотрудников. При сильной организации системы секретности в компании именно психика сотрудника может оказаться "слабым звеном" и объектом манипулирования внешних сил, это необходимо учитывать.

Сильная организация секретности требует:

  • наличие специально оборудованных и экранированных помещений для хранения информации;
  • входящий и исходящий контроль не только уполномоченных к доступу, но и всех сотрудников в целом;
  • мониторинг психического состояния сотрудников - раньше этим занимались штатные психологи, теперь подобный мониторинг могут осуществлять кибернетические системы, определяющие поведенческие факторы и химико-биологические реакции персонала компании.

Так, что обращение к службам безопасности штатным или аутсорсинговым при введении режима коммерческой тайны компании можно считать наипервейшей рекомендацией. Иначе, игры в секретность могут так и остаться играми, оказывающими эффект престижа только на сотрудников компании.

Некоторые технологии сохранения режима секретности в компании

Входящие и исходящие фильтры устанавливаются на средства коммуникации в компании. В некоторых случаях для осуществления рабочих функций сотрудникам предоставляются защищенные средства связи, определяется режим и целевое назначение их использования.

Системы искусственного интеллекта производят потоковую фильтрацию не только входящего трафика, но и исходящие сообщения, которые, фильтр просто не "выпустит" при обнаружении утечки коммерческой тайны.

Совсем недавно российскими разработчиками была запатентована технология защиты компьютерных средств от перехвата побочного электромагнитного излучения. В основу изобретения положен принцип модуляции — преобразования —  сигналов побочных электромагнитных излучений. Происходит перестановка временных отрезков сигнала, что приводит к изменению фазы (расфазировке) сигнала побочного электромагнитного излучения на момент начала пачки импульсов. Подробнее об этой технологии можно прочитать в новостях Роспатента - Защита от шпионов.

Совсем недавно подобные технические средства были арсеналом мифического Джеймса Бонда, а их применение осуществлялась только на государственном уровне.

Итог. Эффективное применение режима коммерческой тайны предусматривает совместный труд в разработке алгоритмов охраны и доступа специалистами по безопасности и юристами. От руководителя требуется грамотное определение целей (коммерческие стратегии) и постановка задач профильным специалистам.

Любая тайна серьезна, иначе это просто муляж!

автор публикации: Демешин С.В.