Яма и Нияма — начала йоги

494 full reads
961 story viewUnique page visitors
494 read the story to the endThat's 51% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Яма и Нияма — первые две ступени классической, восьмиступенчатой йоги Махариши Патанджали. Этот индийский Учитель жил приблизительно с 200 г. до н.э. по 50 г. н.э. и оставил потомкам в наследие систему духовной практики, впоследствии признанную классической. По сути своей, Яма и Нияма являются морально-нравственными заповедями, с которых начинается становление человека, вставшего на путь духовного развития. Если практикующий йогу их не выполняет, ни о каком дальнейшем его продвижении говорить уже не приходится.

Восемь ступеней классической йоги Махариши Патанджали.
Восемь ступеней классической йоги Махариши Патанджали.
Восемь ступеней классической йоги Махариши Патанджали.

Пять ям

Это:

  • ахимса;
  • астея;
  • апариграха
  • сатья
  • брахмачарья.

Теперь разберём подробнее.

Ахимса — ненасилие. Этот принцип предполагает разрешение всех конфликтов мирным путём и уважение чужой чести и достоинства. По своей сути соответствует христианской заповеди «не убий». Соблюдающий ахимсу лишён агрессии и никогда не будет посягать на жизнь и свободу другого человека. В то же время, соблюдение ахимсы предполагает ненасилие не только в отношении жизни другого человека, но, также отсутствие насилия во всех его проявлениях — в том числе и насилия мысленного по отношению к окружающим и себе самому. Соблюдающий ахимсу постепенно устраняет гордыню и все конфликты вокруг него и с его участием прекращаются.

Астея — неворовство. Соответствует христианской заповеди «не укради». Соблюдающий астею не взирает на имущество другого, чтит его собственность материальную, интеллектуальную и духовную. Отсутствует само стремление получить то, что тебе по праву не принадлежит и принадлежать не может. Практикующий астею с течением времени становится энергетичен, поскольку не растрачивает попусту энергию на вожделение чужого и всё, что ему действительно нужно, стекается к нему.

Апариграха — неприятия даров, за которые окажешься должником. Практикующий апариграху не желает чего либо сверх меры, тем более, если окажется должным тому, от кого он это получит. Самоограничение распространяется не только на материальные объекты, но также касается идей, духовных и интеллектуальных ценностей. Йог понимает взаимосвязь событий и знает, что за всё, что к нему приходит, он должен будет впоследствии рассчитаться. Потому он и не принимает даров, стоимость которых окажется чрезмерной для него и не принесёт ему того, что ему на самом деле нужно.

Сатья — правдивость. Означает правдивость и искренность во всём: в словах, поступках, мыслях, намерениях. Это принцип исключает ложь и зависть, стремление обмануть кого-либо с целью достижения своих, эгоистичных и низких потребностей. Практикующий сатью искренен в словах и поступках и ему нет необходимости притворяться тем, кем он на самом деле не является.

Брахмачарья — принцип, однозначно запрещающий распутство. Соответствует христианской заповеди «не прелюбодействуй». Мне приходилось видеть «йогов», проповедующих брахмачарью на словах, но при этом имеющих несколько любовниц одновременно. Сложно сказать, чем они руководствовались, но брахмачарья однозначно запрещает подобное поведение. Практикующий брахмачарью не растрачивает энергию своего семени попусту, благодаря чему приобретает ясность ума и трезвость мысли.

Таким образом, пять ям декларируют то, что у человека должно умереть на путь к его духовному росту. Пороки, мешающие ему полноценно развиваться, это: жестокость, корысть, стяжательство, ложь и похоть. Посмотрим же, что у человека должно родиться на путь к Истине!

Яма и нияма-начала классической йоги.
Яма и нияма-начала классической йоги.
Яма и нияма-начала классической йоги.

Пять ниям

Это:

  • шауча;
  • сантоша;
  • тапас;
  • свадхиайа;
  • ишвара-пранидхана.

Разберём эти принципы ниямы подробнее.

Шауча — чистота во всём. Означает чистоту внешних покровов тела, постоянное соблюдение всех предписаний гигиены, а также чистоту мыслей, желаний, эмоций, поступков, намерений. Мысли практикующего шаучу спокойны и благородны, его одежда опрятна, внешний вид подтянут и аккуратен. Обстановка вокруг такого человека также всегда будет спокойна — в ней не будет места злости и зависти. Чистота также предполагает чистоту речи, отсутствие в ней грубости и вульгарности, глубокую нравственность высказываний.

Сантоша — довольство. Практикующий сантошу не ощущает недовольство событиями своей жизни, его не тяготят проблемы и заботы, поскольку все жизненные ситуации он воспринимает как данные свыше для его развития. От него уходят негативные эмоции, его жизнь наполняется позитивом и спокойствием. Сантоша предполагает принятие себя самого и всех жизненных ситуаций такими, какие они есть, без недовольства, злости и попыток переделать что-либо. Принятие даёт практикующему энергию, необходимую для свершений в его жизни.

Тапас — рвение. Это может быть рвение в постижении чего-либо, настойчивость в достижении результата и решении поставленных задач. Как отмечал сам Патанджали «только духовному накалу под силу уничтожить психические загрязнения». Тапас повышает духовную и творческую энергию, он необходим для духовного роста. Наработавший тапас способен решить практически любые задачи в своей жизни!

Свадхиайа —самообучение. Постоянное самообучение, изучение чего-то нового, саморазвитие и постижение того, что выведет на новый уровень знаний и навыков. Это может быть чтение священных текстов или иной литературы, занятия, способствующие расширению кругозора и получению новых знаний. Практикующий свадхиайю получает широчайшее поле для деятельности.

Ишвара-пранидхана — преданность высшим идеалам. Трактуют этот принцип по-разному: преданность Богу, вера в его учение и идеалы, смирение, посвящение всевышнему всех своих действий. В современном, материализованном мире суть этого принципа понять бывает сложно, поскольку его соблюдение требует от практикующего наработки альтруизма, устранения негативных помыслов и мелких похотей. Только так можно наработать стремление к высшему в поступках, словах и мыслях.

Пять ниям составляют то, что у практикующего йогу должно родиться для его последующего гармоничного духовного развития.

Освоивший яму и нияму готов к просветлению!
Освоивший яму и нияму готов к просветлению!
Освоивший яму и нияму готов к просветлению!

Заключение

В современном мире наработать принципы ямы и ниямы, как и постоянно соблюдать их весьма непросто, но без этого ни о каком духовном развитии речи вести не приходится. Они составляют базовые принципы классической йоги, на которых зиждется понимание сути всей системы. Только победивший пороки и наработавший добродетели, очистивший своё сознание от скверны, подготовивший тело и разум к дальнейшей работе будет способен овладеть йогой. Иначе вся дальнейшая практика превращается в обычное фарисейство, которого, увы, в нашей жизни и без того хватает с лихвой.

Интересная статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы всегда быть в курсе свежих новостей.