Concept One: "электричка" из Хорватии

Материал написан весной 2015 года.

Что делать, если существующие предложения автомобильного рынка тебя не устраивают? Можно долго и упорно заниматься тюнингом одного из серийных авто, скрупулёзно подбирая необходимые детали, пропадать еженощно в гараже и всячески стремиться к идеалу. Можно купить что-то близкое к тому идеалу, который столь ясно и отчётливо засел в твоей голове. А можно сделать свой автомобиль, вложив в него все изящные технические решения, дизайнерские изыски и гениальные идеи, которые придут в голову к тебе и единомышленникам. Несложно догадаться каким путём пошли хорваты из Rimac Automobili, когда поняли, что миру транспортных средств явно не хватает их видения бескомпромиссного дорожного монстра. Представляю вашему вниманию их детище — электросуперкар, носящий гордое имя Concept One.

Concept One — логическое продолжение первого проекта компании - BMW E-M3, ставшего путеводной звездой на нелегком электрическом пути. Это неизбежная эволюция, позволяющая судить о непрерывном росте мастерства и технологического багажа знаний у инженеров и дизайнеров Rimac. И если E-M3 строили на базе существующего автомобиля, то Concept One начинали с чистого листа, вдохновенно проработав каждую его деталь, для достижения лучшего результата.

В основе автомобиля лежит хром-молибденовая пространственная рама, позволяющая разместить все необходимые навесные детали именно так, как того требуют инженеры, зарывшись в горы чертежей и периодически вопя об отсутствии кофе, карандашей и срочной необходимости изменить законы физики. Благодаря тому, что авто разрабатывалось с нуля, создатели не были ограничены в выборе компонентов, поэтому подвеска у Concept One — прямиком из гоночного мира. Двойные поперечные рычаги, полностью регулируемые амортизаторы, изменяемый дорожный просвет — хорваты не стесняясь перенимали всё лучшее, что есть у традиционных суперкаров, стремясь создать свою идеальную версию пожирателя километров.

Передние тормоза на Concept One керамические, вентилируемые, диаметр одного диска — 390 мм. Работают в связке со столь серьезными изделиями шестипоршневые суппорты, позволяющие мгновенно осаживать пылкий нрав автомобиля до разумных пределов. Сзади установлены 380 мм диски и 4-поршневые суппорты. Тормозной путь со 100 км/ч до 0, при необходимости, займёт всего 31.5 метр. При этом, в автомобиле используется система рекуперации кинетической энергии (во многом схожая с системой KERS из гонок Формула-1), позволяющая возвращать энергию, затраченную на торможение, в электрическую сеть автомобиля, для увеличения мощности и улучшения динамических показателей. Ну а раз мы в очередной раз упомянули эти самые показатели, настало время ознакомиться с ними поближе и разобраться — за счёт чего это достигается.

Разгон 0-100 км/ч у Concept One занимает 2,8 секунды. Это не опечатка, можете не перечитывать предыдущее предложение раз за разом. Хорватский суперкар разгоняется до сотни быстрее, чем большинство бензиновых конкурентов и делает это спокойно, без традиционных переключений скорости, рывков и прочих, привычных сердцу среднестатистического автомобилиста, радостей. 1600 Нм крутящего момента доступны водителю Concept One в любом диапазоне оборотов, вплоть до отсечки на 6500 об/мин, сама концепция электромобиля исключает необходимость терять время на достижении мотором пиковых значений мощности и момента на определённых оборотах. Кстати, о мощности: в этом компоненте данный суперкар так же оставит не у дел большинство традиционных товарищей по цеху, ведь его мощность составляет сумасшедшие 1088 л.с!

Основной идеей при создании Concept One было создать действительно уникальный автомобиль, а не просто очередной суперкар, использующий возможности электродвигателей. Преследуя эту цель, инженеры Rimac внедрили в автомобиль систему, позволяющую контролировать каждое колесо в отдельности — Rimac All Wheel Torque Vectoring System (R-AWTV). Это решение подарило машине великолепную управляемость, а водителю возможность выбирать между нейтральной, недостаточной или избыточной поворачиваемостью, в зависимости от предпочтений, настроения и положения Луны относительно Юпитера. Кроме того, размещение электромоторов непосредственно возле колёс позволило прилично снизить центр тяжести, что положительно сказалось на управляемости.

Одной из самых сложных задач, с которой столкнулись специалисты Rimac при работе над автомобилем, было решение вопроса с аккумулированием энергии. Необходимо было не просто получить как можно больше мощности и энергии, но и сделать при этом батареи лёгкими, относительно небольшими и эффективными. Готовое изделие появилось после множества тестов, проходивших по всему миру на концепт-карах, что позволило достичь всех поставленных задач. Сложная система мониторинга — Active Battery Management System (А-BMS) — позволяет контролировать каждую ячейку батареи в отдельности. А свежеизобретённая система контроля температуры, в паре с А-BMS, призвана максимально увеличить срок жизни данного узла и оптимально использовать его производительность. Результатом всех научно-технических изысков стал 92 кВт аккумулятор, который может как отдавать, так и получать (в процессе рекуперационного торможения) больше 1 мВт мощности (чуть больше 1300 л.с.) на постоянной основе, что делает его незаменимым в условиях гоночного трека, не боясь перегрева.

Что касается внешнего вида, то и здесь у Concept One полный порядок. Полностью карбоновый кузов суперкара выглядит великолепно. Дизайнеры, по задумке руководства проекта, должны были создать простой, но элегантный облик, с налётом спортивного шика и агрессии. Массивные колёсные арки, оскал фронтальной части, великолепная светодиодная оптика — каждая черта экстерьера говорит о том, что художники Rimac едят свой хлеб не зря. Автомобиль напоминает хищника в самом расцвете сил, постоянно готового к последнему для жертвы прыжку. Concept One — сплошные мышцы, без единой капли лишнего жира, заключённые в стильный костюм, пошитый лучшим ателье под стать владельцу.

Под стать запоминающейся внешности и интерьер. После того, как спецы Rimac закончили с проектированием деталей, в игру вступили парни из студии Vilner, ранее работавшие во всемирно известном ателье Pininfarina. Гиперкар уровня Concept One просто не может себе позволить выглядеть непрезентабельно или отталкивающе. Можно устлать внутреннее пространство автомобиля персидскими коврами, обшить все, до чего дойдут руки, в несколько слоёв кожи, но забывать про эргономику — непростительно. Интерьер Concept One полностью сфокусирован на водителе, всё, что находится в салоне — предназначено для удобства пилота. Здравый минимализм, с отсутствием россыпи зачастую ненужных клавиш, лампочек и прочих отвлекающих деталей, заключен в кокон лучших отделочных материалов — комфорт и функциональность сплетены в тесный узел, без явных перегибов в одну из сторон.

Concept One — автомобиль особенный. И дело здесь не только и не столько в его выдающихся динамических показателях, мощности или крутящем моменте. Флагман Rimac — яркий пример того, что не всегда можно и нужно идти только проторенной тропой, слушая выматывающий шёпот окружающих, вещающих о том, что нужно быть как все. Мы живём в удивительно время технического прогресса, всё набирающего ход. И я рад, что попадаются компании, подобные RImac Automobili — не боящиеся привнести в автомобильный мир что-то новое и сумасшедшее. Надеюсь, что подобных проектов со временем будет всё больше и, как знать, быть может совсем скоро мы с гордостью и восхищением будем рассказывать вам об отечественной команде энтузиастов и мечтателей, решивших однажды осуществить свою мечту. Звучит заманчиво, верно?

Фото предоставлены Rimac Automobili
Отдельное спасибо Miroslav Zrnčević