Свобода выбора

Чтобы понять, что значит свобода для человека, разберем в начале, что определяет его индивидуальность и ее рост, в личном плане и в общественном.

Рост индивидуальности человека в личном плане.

Рефлексивная способность человека – готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Еще начиная с детства, с того времени, когда ребенок произносит букву: «Я», он начинает отделять себя от остального мира, готовое и способное к изучению и познанию этого мира.
Сознание почти всегда подчиняется волевому контрою со стороны собственной человеческой психики. Сознание в целом тесно связано с волей. Человек сознательно отвлекается от восприятия окружающего мира и сосредотачивает свое внимание на какой-либо идее, образе, рисуя в своем воображении то, что в данный момент не видит или не в состоянии увидеть – это одна из важнейших психологических характеристик сознания.
Эти два аспекта, воля и сознание, определяют индивидуальность человека. До момента осознания он чувствует себя одним целым со вселенной, неразрывное единство с матерью. Родители ребенка еще не рассматриваются, как фундаментально отдельные от него сущности, они все еще часть его мира, а мир все еще часть его самого, и он подчиняется им, только это подчинение совсем другое, нежели говорить о подчинении между индивидами, действительно отделившимися друг от друга.
Ребенок растет и ищет все больше свободы и независимости. У него появляется чувство одиночества, когда он осознает себя отдельным существом. Он сталкивается с опасными проявлениями мира, которые не сеяли в нем тревогу и которых не нужно было бояться, когда он был частью этого мира. И чтобы избежать одиночества и тревоги, он погружается во внешний мир несколькими способами. Первое – это подчинение. Осознанно ребенок может чувствовать себя в безопасности, но подсознательно он понимает, что цена, которую он платит – это отказ от собственной силы и цельности, и результат этого подчинения оказывается обратным. Усиливается неуверенность и враждебность которая порождает бунт, и все это становится направлено против тех, от которых ребенок стал зависим. Второй способ — это любовь. Спонтанная связь человека с другими людьми, с природой с познанием.

Рост в общественном плане.

Человек из всех живых существ на земле рождается самым беспомощным. Наша адаптация основывается на процессе научения, а не на инстинктах, как у остальных живых существ.
Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» пишет: «Человек рождается без необходимых умений, какие есть у животного, он зависит от своих родителей дольше, чем любое животное, и его реакция на окружение не так быстры и эффективны, как автоматически регулируемые инстинктивные действия. Человеку приходиться испытывать все опасности и все страхи, связанные с отсутствием инстинктивных умений. Тем не менее именно эта беспомощность младенца есть основа всего развития человека; биологическая слабость человека есть условие возникновения человеческой культуры».
С самого начала нашего существования, мы находимся в процессе вечного выбора. Мы начинаем думать и взвешиваем все варианты действий. Мы начинаем смутно осознавать себя, свою группу, как не идентичную с природой.
Эти два процесса роста человеческой свободы приводят к нарастающему чувству бессилия и незначительности как индивида. Если бы наш рост был гармоничным, то наша индивидуальность была бы уравновешена.
Единственное решение для сближения с миром – это любовь и труд, активное единение со всеми людьми. Но если какие-либо условия не обеспечивают этот базис, будь то социальные или экономические, то свобода для человека становится невыносимым бременем. И тогда человек начинает бежать от свободы во власть подчинения или к таким отношениям с людьми, которые обещают облегчение неуверенности.
Выбор должен пасть к стремлению уравновешенности в нашей жизни всех личных качеств, чтобы осознать ту свободу, которая приобретается в любви ко всему и которая не будет являться рабством для человека.