Занятия с малышом от года до двух

22.06.2018

В период с года до двух лет ребенок достигает следующей ступени независимости: он начинает ходить и говорить. Словарный запас будет увеличиваться с каждым днем, хотя многие звуки малыш произносит еще невнятно.

Физические возможности ребенка также расширяются. Он активно тренируется подниматься и спускаться с возвышений и бордюров, залазит на стулья и диваны, учится бегать и прыгать.

К году ваш малыш весит 10-12 килограмм. Его рост в пределах 76 см. В течение следующих двенадцати месяцев у него появятся практически все зубы, даже если к году их было лишь 6.

Постепенно начинает формироваться личность ребенка. Он учится отделяться от мамы, говорить «нет» и эмоционально выражать свои желания. У него появляются любимые игрушки и книжки. Несмотря на природное любопытство, постепенно начинает развиваться осторожность. Поэтому некоторые особенно громкие предметы его пугают. Так же малыш начинает побаиваться и стесняться незнакомцев.

Нервная система ребенка еще не совершенна. Он быстро утомляется при нагрузке. Поэтому в плане быта годовалые детки очень консервативны: предпочитают налаженный режим дня, повторение одних и тех де событий и действий, общение с одними и теми же людьми.

Сосредотачивать внимание на чем то и оставаться неподвижным ребенок может не более 1-2 минут. Это следует учитывать при освоении новых навыков. Кроме этого особенности нервной системы данного возраста таковы, что для запоминания чего-либо малышу требуется многократное повторение изо дня в день.

Организация занятий

С этого момента занятия с ребенком потребуют более серьезного и систематического подхода, так как материала, который можно преподать становится все больше, при этом малыш не способен к длительным занятиям. Поэтому все, что следует выучить, надо распределить по дням и придерживаться графика.

У вас есть удобное, устоявшееся расписание дня: ребенок рано встает, спит два раза в день (утром 1.5 часа и днем 1-1.5), четыре раза ест и, возможно, пьет вечернее молоко, выходит на прогулку, выполняет зарядку (тот комплекс упражнений, который мы перечисляли ранее) и ложится спать не позже 8-9-ти вечера. Один час в течение дня ребенок может провести сам. И один час в день будут занимать интеллектуальные занятия. Начиная от года и до пяти лет, уделяйте занятиям с малышом один час в день. Лучше в одно и то же время, это будет вас дисциплинировать. Занятия, запланированные каждый день в 11 легче провести, чем те, которые вы думаете выполнить, когда появится свободная минутка, так как она может так и не наступить.

Составьте примерное расписание занятий, оно может выглядеть так:

Чтобы занятия были приятны и приносили удовлетворение не только вам, но и малышу соблюдайте несколько простых правил:

1. Заканчивайте занятие на хорошей ноте. Тем, что у ребенка хорошо получается.

2. Объяснение должно занимать не больше 1 минуты, а дальше игры. Мозг ребенка еще не способен долго быть сосредоточенным и вникать в длинные малопонятные объяснения. Давать новый материал надо четко и кратко. Это – круг. Это – квадрат. Покажи пальчиком, где круг; где квадрат? На этом объяснение закончено. Потом вы можете переходить к раскладыванию предметов или просто к рассматриванию фигур на изготовленных вами карточках, бросанию монеток и т.д.

3. Один и тот же материал нужно повторять день за днем много раз.

4. Положение тела и активность не ограничиваются. Мы привыкли, что для того чтобы что-то запомнить надо сидеть тихо, спокойно и смотреть на учителя. Однако в детском возрасте это не так. У малыша много кипучей энергии и при этом, даже продолжая двигаться, он слышит и запоминает.

Очень удобная форма обучения для детей первых трех лет - это альбом. Заведите альбом с множеством листов, и пусть каждый лист будет посвящен какой-то теме. Вот пример тем, которые можно затронуть:

· Геометрические фигуры. Вы нарисуете вряд все геометрические фигуры, которые вы будете учить, раскрасите их в веселые цвета и подпишите;

· Цвета. Например, разноцветные прямоугольники;

· Генеалогическое дерево с фото мамы, папы, братьев, сестер, бабушек, дедушек;

· Развитие. Фото мамы или папы в младенчестве, детстве, юношестве и т.д.; фото беременной собаки, щенок, молодая собака, собака со щенками; семя, проросток, росток, взрослое растение цветущее, с плодами;

· План квартиры. Картинки разных комнат (кухня, спальня, гостиная, прихожая) с мебелью;

· Домашние и дикие животные;

· Животные и их детеныши;

· Математические понятия: большой-маленький, широкий-узкий, высокий-низкий;

· Время суток;

· Времена года;

· Пищевая цепь. Огород, овощи, блюда из овощей. Домашние животные, их продукты, блюда из этих продуктов. Сад, фрукты.

· Животные. Классы животных с картинками: одноклеточные, черви, ракообразные, змеи, рептилии, рыбы, птицы, млекопитающие.

· Растения. Куст, трава, дерево. Виды листьев, цветов, плодов. Растущие в вашей местности основные деревья, кусты, травы.

Листов в таком альбоме может быть множество. Учитывая, что дети в возрасте от года и до трех любят, пристроившись с мамой, папой или бабушкой рассматривать картинки в книжках по тысяче раз и слушать объяснения вы сможете передать малышу уйму полезной информации. Представленная в лаконичной схематической форме картинок она легко усваивается. Такой альбом удобен, как для обучения, так и для периодического повторения.

Математика

В этом возрасте все задания надо делать вместе с малышом и если он затрудняется с ответом подсказывать, задавать вопрос и самой на него отвечать. Ребенок учится у вас, как надо отвечать на такие вопросы, как решаются эти задачи. Но перед тем как начинать помогать, каждый раз побуждайте его ответить. Первое время он будет смотреть, а когда поймет, что надо делать, будет решать сам.

Есть два варианта обучения: вы можете учить все разделы по очереди, например, в один день счет, в другой фигуры, или объединять упражнения из разных разделов. В один день возьмите одно-два упражнения из счета, одно из геометрических фигур и одно из понятий и выполняете их. На следующем занятии второе упражнение из счета, следующее из геометрических фигур и следующее понятие. Так постепенно вы используете все варианты упражнений. Второй вариант сложнее, но он дает возможность разнообразия в занятиях.

В любом случае каждая тема требует многократного повторения. Маленькие дети любят слушать помногу раз одни и те же сказки, смотреть одни и те же мультики. Поэтому многократное повторение одних и тех же действий изо дня в день (например, раскладывания палочек) не навевает на них скуку, а только улучшает их восприятие и способствует лучшему усвоению.

Вначале вы занимаетесь темами счет до 10, геометрические фигуры, понятия, ориентация в пространстве, логическое мышление. Все операции проводятся сначала в пределах пяти, а затем 10. Через 2-4 месяца к занятиям добавляют счет в пределах ста, еще через месяц - решение простых задач.

***

Для занятий по математике вам необходимо подготовить такие предметы:

· спички с отломанными головками;

· два или три набора цветных предметов для счета из картона (например, арбузиков, клубничек, мячиков), по 20 одинаковых предметов в каждом наборе.

· Пять наборов из геометрических фигур (в каждом наборе круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, овал), каждый набор окрашен в свой цвет и своей величины (два набора с маленькими фигурами, два с большими и один со средними). Например, в первом все фигуры синего цвета и маленькие по размеру, другой набор – все фигуры красного цвета и средней величины.

· Еще нужен один набор больших (размер А4) геометрических фигур сделанных из цветной бумаги;

· Монеты по 5 или 25 копеек (100 шт.);

· Картинки с цифрами от одного до десяти. Для этого картон А4 разрезают пополам и на каждой половинке рисуют большую яркую цифру.

Счет в пределах 5 и 10

· Расставьте в ряд цифры от одного до пяти, которые вы изготовили, и возле каждой раскладывайте предметы. Берите для счета разные предметы: спички, кубики, изготовленные вами наборы. Выкладывайте их в ряд таким образом: говорите «один» и кладете один предмет возле единицы, потом говорите «два» и возле цифры два кладете два предмета (считая раз, два…), потом говорите «три» и выкладываете три предмета возле цифры три и т.д. Так надо считать до пяти, а позже до десяти. Окончив выкладывание, быстро посчитайте от одного до пяти, показывая при этом на нужную цифру.

· Устраивайте любую игру с мягкими игрушками, например, в гости, и вовлекайте ребенка в подсчеты в игровой форме:

o К зайке пришло четыре гостя, подай мне четыре тарелочки.

o Потом зайка присоединился к гостям, давай посчитаем, сколько стало зверят за столом?

o Гости ели апельсины, положи по два апельсина на каждую тарелочку

o Давай посчитаем, сколько гости съели апельсинов?

o Давай покажем столько пальчиков, сколько гостей за столом.

В каждой игре он должен отделять необходимое количество предметов, слушать и смотреть, как вы пересчитываете предметы или решаете задачи, выкладывать столько же предметов, сколько вы уже положили (поставить тарелочки всем гостям, которых вы только что рассадили, каждой кукле, которую вы посадили на диван дать по конфете).

· Смешайте по пять фигур из каждого из трех наборов для счета, и просите дать вам три арбуза, два мячика, пять клубничек.

· Смешайте вместе по несколько, например по три, предмета из каждого набора и попросите ребенка разложить их к положенным выше образцам: клубнички сюда, мячики сюда. Посчитайте, сколько предметов получилось в каждой кучке и всего.

Знакомство с геометрическими фигурами

· На пустой стенке, где ничего не отвлекает внимание, повесьте одну из больших геометрических фигур. Назовите ее ребенку. Скажите просто: это круг. Тут же спросите ребенка: где круг? Пусть он покажет пальчиком. На следующий день скажите, где наш круг? Вот он и сами покажите. На третий день повторите первую фигуру и повесьте следующую, например, квадрат. Спросите ребенка: где квадрат? где круг? И так добавляйте по одной фигуре, пока в ряду на стене не окажутся все из них. Каждый день не начинайте обучение сразу с вопроса, а прежде сами назовите фигуры в ряду. Это своеобразное повторение для освежения памяти. А уже после этого спрашивайте. Не спешите. Если ребенок стал путаться и показывает фигуры неправильно, не добавляйте следующие, а повторяйте те, что есть, пока он не запомнит. Это справедливо даже тогда, когда на стене только одна фигура.

· Когда большие геометрические фигуры выучены, переходите к вашим заготовкам. Положите по одной те же фигуры, что и висящие на стене и пусть ребенок покажет, где круг, треугольник и т.д. Он может путаться т.к. для него круг – это не все круги, а только тот, что висит на стене. Поэтому покажите ему несколько вариантов кругов и скажите: на стене круг, это тоже круг и это – круг.

· Перемешайте все геометрические наборы и попросите ребенка отыскать и дать вам все квадратики. В следующий раз все треугольники и т.д.

· Просите ребенка разложить все перемешанные фигуры, помещая их к образцам: квадраты сюда, круги вот к этому кружку. Когда ребенок хорошо сортирует, откажитесь от использования образцов и пусть он сортирует сам.

· Так же сортируйте и объемные геометрические фигуры. Это можно делать в игре. Например, мы делаем поезд, на нем строители повезут материалы для строительства нашего дома. В первый вагон мы загружаем кубики. Вот кубик, клади его в вагон. Где у нас еще кубики?

· Просите рассортировать перемешанные фигуры по цветам, вначале с выделением только фигур одного цвета из множества, а когда это получается, нескольких цветов. Например, только красных фигур или только синих.

· Сортируйте большие и маленькие фигуры.

· Продолжайте играть в игрушки, где надо подобрать фигуру нужной формы к данному отверстию.

· Продолжайте строить из кубиков и конструктора. Покажите, что с помощью набора из трех фигур можно построить несколько разных строений. Когда вы строите, просите ребенка подавать нужные детали. Если вы правильно называли все детали набора кубиков, то, поставив предметы в ряд, просите ребенка дать вам куб, цилиндр, параллелепипед.

Изучение основных понятий

Возьмите 2-3 пары одинаковых предметов, отличающихся по размеру: большую тарелку и блюдце, большого мишку и маленького, большую коробку и маленькую. Рассмотрите каждую группу предметов в отдельности и, показывая на большой предмет, помогая себе жестами и голосом, скажите: боль-шо-о-й мишка. И тут же укажите на маленький и, поменяв интонацию, скажите: маленький мишка. Повторите это сочетание несколько раз. Рассмотрев все предметы, покажите ребенку первую пару и попросите показать, где большой предмет, где маленький.

· На следующий день посадите полукругом возле ребенка изученные вчера пары и две новые и попросите его показать или принести вам, большого мишку, маленькую коробку и т.д.

· Периодически проводите такие сравнения с одной или несколькими парами предметов.

· Попробуйте провести сравнение разных предметов, отличающихся по размеру, например кубик и стул. Попросите ребенка показать, какой предмет больше.

· По выше предложенной схеме изучите понятия высокий – низкий, широкий – узкий, тяжелый – легкий, короткий – длинный. Вот несколько идей для этих занятий:

Ø Для изучения понятия высокий – низкий вы можете замерять на стене ваш и его рост, взять разных по высоте кукол, построить разные по высоте домики из конструктора. Важно когда вы объясняете показывать это жестами и интонацией.

Ø Для измерения веса замечательно изготовить самодельные весы. На них можно перевесить множество предметов и это очень интересно.

Ø Когда вы говорите об узком и широком, используйте две полоски бумаги, разные по ширине шарфики, выкладывайте конструктором мостики «через речку» разной ширины, но одинаковой длины. Покажите руками границы широкой полоски и скажите: широкий. Сделайте то же самое для узкой.

Ø Когда говорите о длине не забывайте сравнивать предметы в горизонтальном, а не вертикальном положении. Вы можете сравнить рукава, палочки, линейки, выложить из конструктора дорожки разной длины, но пока только прямые.

Понятие времени

· Пока что изучать часы, дни недели и месяцы рано, но для этих упражнений нужно заложить основу. Представление о времени начинается с понятия сначала-потом. И чтобы его усвоить почаще комментируйте ваши действия в будущем и в прошлом: сначала мы пообедаем, а потом будем читать книжку; сначала мы умывались, а потом ели кашку. Так же подберите серию картинок, которые отражают любые последовательные действия. Рассмотрите их с ребенком и попросите его разложить их по порядку. Комментируйте то, что он делает, используя слова «сначала» и «потом».

Ориентация в пространстве

· Купите машинку с дистанционным управлением и научите малыша управлять ею.

· Научитесь показывать руками направление: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Правую и левую руку можно научить различать по тому, в какой руке ребенок держит ложку. Запоминать направления можно в игровой форме, например, вы звените звоночком, а малыш говорит где именно, а можно по вашему указанию катить коляску, машинку или передвигать куклу. Ребенок сам может стать живой куклой или машинкой, которая движется туда, куда выговорите. А может быть это будет поезд в котором вы с малышом изобразите состав и вагон. В этом случае, вы, находясь сзади и «зацепившись» за состав будете говорить ехать прямо или вправо, а если малыш ошибется, будете его направлять.

Развитие логики и памяти

· Давайте ребенку задания на развитие сообразительности: поместите что-нибудь вкусное в сосуд с узким горлышком, чтобы он не мог взять рукой; положите что-то звенящее в коробку, закрывающуюся не крышкой, а запаковывающуюся; удивите его, вынув из погремушки звенящие шарики, а потом покажите, как их засунуть и т.д. Старайтесь не помогать решить головоломки, пусть догадается сам.

· Изготовьте несколько картинок, разделенных на части (картинку на листе А4 разрежьте на 6 частей). Сложите картинку, но один из квадратов например, хвост у коровы, колесо у машинки или лоскуток для закрытия дырки на скатерти сделайте в нескольких вариантах. Пусть малыш подберет подходящую деталь путем примерки.

· Делайте иногда следующие манипуляции: обратите внимание малыша на какую-нибудь игрушку, например куклу, и скажите: мы ее прячем под подушку или под кровать или в любое другое место и сделайте это. Через время, например, пару часов, спросите малыша: а где наша красивая кукла? Пусть ребенок вспомнит и принесет или помогите ему вспомнить, если не получилось. Постепенно можно отодвигать временные рамки, например, спрятали сегодня, а поискали завтра. Это тренирует долгосрочную память.

Счет в пределах 100

· Продолжайте бросать монетки в ведерко, но уже считая до двадцати. Вначале садитесь сзади малыша и вместе с ребенком бросаете и считаете. Со временем просите ребенка бросить пять, десять монеток. Он бросает, а вы вслух считаете. Еще через время можно перевести все в игру: мишка споет Андрюше песенку или даст конфетку, если Андрюша бросит в Мишину копилку определенное число монеток; или давай посоревнуемся, кто быстрее бросит в свою копилку 10 монеток Андрюша или зайчик. Теперь вы уже не помогаете, а только проверяете или участвуете, как другой игрок.

· Так же продолжайте упражнения с раскладыванием монеток по десять в ячейки. У ребенка вряд ли хватит терпения отсчитывать 10 раз по десять монеток. Поэтому отсчитывайте с ним только один раз, а остальные монетки вкладывайте уже приготовленными кучками сами. Говорите: сюда положим еще 10 монет, и вместе станет 20 и т.д. Вместе считайте десятками до ста.

· Продолжайте упражнения с объединением групп монеток. Отсчитываем 10 и 10 монеток, ссыпаем и получаем 20, еще 10 будет 30. Добавляйте каждый раз только по 10 монеток.

· Периодически, когда у ребенка спокойное настроение, пересчитывайте, например, крупинки гречки или риса, полным счетом в пределах 100. Это делаете только вы, ребенок слушает и если хочет сам бросает крупинки в баночку.

Простые задачи

· Пересчитайте с малышом пальцы на ваших руках. Покажите один палец, потом поднесите еще один палец с другой руки и выясните, что получилось два пальчика. Если к двум пальцам на одной руке добавить один пальчик получится три, и так добавляйте каждый раз по одному пальцу к группе до пяти, а в 1.5 года до десяти. Потом переходите к более сложному счету. Давай посчитаем, сколько станет пальчиков, если к трем добавить два, к четырем добавить три и т.д. Учите ребенка разгибать или загибать по одному пальчику вслед за вашим счетом. Показывать просимое количество пальчиков. Научите ребенка показывать, сколько ему лет.

· Привлекайте ребенка к решению игровых задач в пределах пяти. Все задачи разыгрываются визуально его игрушками. Сидели мишка и зайка, к ним пришли лисенок и собачка. Давай посчитаем, сколько стало зверят? Три друга катались на поезде. Мишку позвала мама, и он ушел. Давай посмотрим, сколько зверят осталось?

Развитие речи

В период от года до двух происходит самое активное пополнение речи, поэтому именно эти занятия будут основными.

Для занятий по развитию речи вам понадобится алфавит: цветные печатные буквы нарисованные на листках формата 1\4 от А4, карточки с окружающими предметами, которые вы изготовили ранее и пазлы: картинки, размера А4 разрезанные на четыре части.

Работу с карточками и изучение алфавита проводите каждое занятие, а третьим добавляйте один из оставшихся вариантов в этих занятиях, каждый раз разный.

· Изучение букв проводят путем «нанизывания». Встаньте перед ребенком, покажите ему первую букву и скажите: а-а-а. Пусть ребенок повторит за вами. Он уже умеет произносить отдельные звуки и это для него не трудно. Поэтому пусть он повторит название буквы сам. На следующий день покажите ему опять эту букву и спросите, что это за буква, пусть он ее назовет. Потом покажите следующую. Если ребенок не назвал первую букву на второй день, не начинайте запоминать следующую, а опять выучите «А». И делайте так, пока он не усвоит. После выучивания четырех – пяти букв или если ребенок начинает путаться, делайте перерыв и несколько дней повторяйте только выученные буквы, пока ребенок хорошо их не запомнит. Не надо делать отступлений и рассказывать, что это Аист и Антилопа, они начинаются с буквы «А». Ребенок не может долго сосредоточить внимание, пусть он услышит и запомнит только главное. Так учите все буквы, а когда выучите все повторяйте. Не делайте перерывов, иначе придется начинать сначала.

· Работайте с карточками. Если раньше вы просто рассматривали предметы и называли их, теперь занятия усложняются.

o Во-первых, рассматривая карточки, спрашивайте ребенка, что на них изображено и побуждайте называть предметы. Четко произносите название предмета несколько раз и просите ребенка повторить.

o Разложите перед ребенком пять – десять карточек и просите показать, где зонтик, где шкаф и т.д.

o Начните изучать группы предметов. В один день рассмотрите картинки только с изображением, например, мебели. Назовите их, а потом скажите: это все мебель. На следующий день повторите. Потом изучите следующую группу, потом следующую. Это должны быть такие обязательные группы как овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы, звери, птицы, рыбы, мебель, одежда, обувь и т.д.

o Разложите перед ребенком карточки 10 штук и среди них несколько одной группы и просите показать вам, где тут, например, мебель. Другой вариант: дайте ребенку группу карточек, пусть он рассматривает их по одной и те, на которых изображена мебель, дает вам.

o Смешайте предметы двух групп и попросите рассортировать к образцам. Образцом может быть одно из изображений группы или можно сделать по одной обобщающей карточке, на которой изображено 3-5 предметов этой группы. Когда с сортировкой двух групп получилось можно смешивать три, четыре, пять групп.

o Соединяйте изображенные предметы с реальными. Рассмотрите шкаф на картинке и потом подойдите к настоящему и т.д.

· Рассматривайте картинки в книжках. Просите его показать героев. Говорите, что происходит на картинке простыми предложениями: утенок бежит, котенок прыгает на скакалке, ворона за всеми наблюдает. Спрашивайте ребенка, что делает ворона, и сами отвечайте. Если ребенок уже говорит, то пусть отвечает сам.

· Замечательно купить диаскоп и читать текст голосами героев. Это оставляет массу впечатлений, развивает театральные способности и дает сильный толчок в развитии речи.

· При формировании речи дети часто не выговаривают один или несколько звуков. Если вы тренировались и проговаривали слоги, давали ребенку наблюдать за вашими губами, когда вы произносите звуки, то таких проблем у вас будет меньше. Чтобы свести их к минимуму в один и в два года периодически делайте с ребенком такие упражнения:

o Дудите в дудочку.

o Соревнуйтесь, кто сильнее выдует через соломинку пузырьки в стакане с водой

o Надувайте щеки, как хомячок и потом хлопайте по ним, выпустив воздух.

o Играйте в поезд и пытайтесь без остановки говорить чух-чух-чух.

o Играйте в молоточек, стучте игрушечным молотком и говорите без остановки д-д-д-д.

o Играйте в язычок, рассказывая следующую сказку: «Жил был язычок. Однажды утром он проснулся, широко распахнул свое окно и потянулся (широко открываем рот и высовываем язык, как можно дальше) Посмотрел налево, направо, вверх и вниз, не видать ли кого? (стараемся достать кончиком языка до щек, носа и подбородка). Смотрит: грязные у него стены, надо вытирать (высовываем язычок и «гладим» им щечки, над и под губами, «полируем» зубы). Все чисто кругом. Стало весело язычку, и он начал танцевать (быстро водить язычком по кругу).

· Засушите несколько небольших растений (формата А4), положите растение на картон, полностью покройте поверхность скотчем и разрежьте лист на 4 части. Пусть складывает, как пазлы. Используйте для засушивания растения и листья с деревьев самые известные в вашем крае. Собирая пазлы можно одновременно изучать названия этих растений, а также обратить внимание ребенка, что деревья отличаются по форме листьев, а трава имеет подземную часть и надземную и состоит из стебля, корня, листьев.

· Разговаривайте с ребенком по игрушечному телефону, в игре беседуйте за его любимых кукол и игрушек, побуждая малыша к общению и произнесению новых слов.

Письмо

Развитие руки вы начали еще давно, выполняя упражнения по мелкой моторике. Теперь же пришло время перейти на следующую ступень и научить малыша держать ручку и ножницы. Упражнения по письму должны выполняться обязательно ручкой (не фломастером и не карандашами) и с самого начала ребенок должен держать этот предмет правильно. Первые уроки вы работаете вместе, придерживаете руку ребенка своей рукой и пишете вдвоем.

· Зажмите ручку пальчиками ребенка так, как он будет держать ее всегда в школе и, держа сверху своей рукой, водите с ним по бумаге.

· Начинайте рисовать целенаправленно: ставьте точки, делая «дождик» или «мошек», рисуйте линии на каждом занятии по одной: прямую, волнообразную и зигзаг. Называйте ребенку, что вы нарисовали.

Когда ребенок привыкнет, пусть держит ручку самостоятельно.

· Давайте ему «малевать» что он хочет.

· Просите нарисовать точки или одну из линий. Помогайте ему, пока он не сможет это сделать. Можно нарисовать образец. Его линии не должны быть аккуратными и красивыми, но хотя бы похожими.

Ножницы берут вначале с большими кольцами, куда пролезут пальчики малыша и ваши сверху. Учитесь резать. Не по линиям, а просто разрезать бумагу на несколько частей, «крошить» ее по маленьким кусочкам. Потом можно давать ребенку тренироваться самому с маленькими ножничками с закругленными концами под вашим присмотром. К концу года малыш должен хорошо владеть ножницами и уметь разрезать лист.

Познание окружающего мира

Занятия по природоведению делятся на две части: занятия на улице и занятия в доме.

Занятия на улице

· Насыпьте в банку слоями песок, землю, землю для растений или глину, поместите туда земляного червя и посмотрите, как он там через пару дней все перемешает.

· Купите лупу и рассматривайте разных комашек: тлю, комара, муравьев (найдите муравейник, насыпьте сахара или крошек и понаблюдайте, как муравьи будут его носить), солдатиков, муху, курдика, бабочку, улитку. В общем, все живое, что вам удастся поймать и встретить. Расскажите, какие части тела есть у этих насекомых.

· Возьмите семечку фасоли, подсолнуха, пшеницы, какого-нибудь однолетнего цветка. Рассмотрите их и скажите ребенку, что это домики, в которых живут растения, и чтобы их разбудить им нужны: земля, влага и тепло. Положите семена между кусочками ваты, намочите и поставьте в темное, теплое место. Посмотрите, как они прорастут. Пересадите их в почву и поливайте. Рассматривайте их по мере роста. Вот появился стебелек, потом листики, потом цветочки, потом семена. Проделайте это хотя бы с одним семечком (можно посадить его дома в цветочный горшок, если вы живете в квартире, и каждое утро проверять изменения). Если вы живете в частном доме, то приобщайте ребенка каждый год к посадке. Выделите ему маленькую грядочку. Вместе посадите, вместе поливайте. В следующем году пусть садит сам. Это очень полезно и для развития памяти и внимания, и для познания живого.

· Расскажите ребенку, что есть три основные формы растений: дерево, куст, трава. Обращайте на прогулке его внимание на это. Скажите, что у дерева большой ствол и крона, состоящая из листиков и веточек, у кустика несколько стволов и крона, а у травки нет ствола, а есть стебелек. Для занятий на следующий год сорвите и засушите листья, цветки и семена нескольких самых распространенных деревьев, трав и кустарников.

· Обратите внимание ребенка, что на всех растениях появляются цветы и плоды с семенами, а на фруктовых деревьях плоды сочные и съедобные и называются фруктами. У них вкусная мякоть, а внутри семечко, из которого вырастет новое дерево.

· Каждый раз, выходя на прогулку, обращайте внимание на погоду. «Смотри, сегодня тепло, ярко светит солнышко, небо синее-синее, совсем без тучек, значит сегодня ясно; смотри, на небе много облачков, значит облачно; смотри какие темные тучки на небе и сильный ветер, солнышко спряталось, стало пасмурно, значит, будет дождь» и т.д.

Занятия в доме

· Расскажите ребенку, что все, что он видит, в том числе, и он сам состоит из мельчайших «кирпичиков», которые называются атомы. Атомы соединяются в молекулы. Атомы и молекулы настолько маленькие, что мы не можем их увидеть глазами. Одинаковые молекулы объединяются в вещества: например воду, железо, песок (покажите это все), которые мы хорошо видим и из которых состоит неживая природа. Человек, используя различные вещества, делает из них нужные ему предметы. При рассказе используйте конструктор. Показывайте отдельные детали как атомы. Потом соедините несколько деталей как молекулу, сделайте по несколько одинаковых «молекул», потом сложите каждую группу в свое место, показывая вещество. Несколько раз закрепите эти знания: на следующий день, а потом через промежутки времени. Используйте тот же конструктор. Покажите маленькую деталь и спросите, из чего состоит все в мире? Соедините детали конструктора и спросите, во что объединяются атомы? И т.д. Изобразите в альбоме атомы как маленькие разноцветные точки, потом как они объединились в молекулы, а потом в вещества. На прогулке показывайте ребенку различные природные вещества: воду, песок, глину, гранит, железо, серу на спичках, йод, медь.

· Сделайте серии карточек:

o Деревья, кусты, травы (по несколько штук, растущих в вашей местности, вы можете нарисовать их от руки, и даже не очень похожи, но чтобы было видно, что это дерево, а это трава).

o Различные погодные условия: дождь, снег, град, буря, ураган, солнечно и т.д. Используйте для этого изображения солнышка, солнышка из-за тучки, черной туки из которой капает дождь или град и так далее.

o Звери, птицы, рыбы (минимум десять представителей каждой категории. Пусть среди них половина животных будет диких, а половина домашних).

· Работайте с каждой серией: рассматривайте, называйте (карточки внизу должны иметь подпись печатными буквами), сортируйте (к образцам или просто кусты в одну кучку, деревья в другую, травы в третью), раскладывайте отдельно домашних животных и птиц и диких.

· Играйте в голоса животных и птиц: разложите картинки домашних животных или рассадите мягкие игрушки, если есть в наличии, показывайте животное и озвучивайте звуки, которые оно издает. Когда ребенок запомнит, вы показываете игрушку, а он говорит звук. Игра станет веселее, если мама к тому же будет каждое животное изображать.

Искусство

До трех-четырех лет рисование должно иметь свободный характер: ребенок может изображать на листе все, что хочет и в каком хочет виде. Нельзя мешать его самовыражению и учить, как надо рисовать. Поэтому ваша задача дать малышу как можно больше материалов для его творчества. В этот возрастной период ребенок только учится держать кисточку, карандаш, фломастер, пробует свои силы.

· Вы уже пробовали с ребенком пальчиковый рисунок красками. Теперь познакомьте его с кисточкой. Пусть он рисует то, что хочет на бумаге при помощи кисточки и разведенной гуаши.

· Возьмите акварельные краски и покажите ребенку, какие получаются «чудеса» если нарисовать синей краской, а рядом желтой. Пусть он сам попробует смешивать разные цвета

· Устраивайте совместное творчество: садитесь вместе, берите каждому по альбомному листу и фломастеры. Предложите ребенку нарисовать, например, собачку и рисуйте. У него на листе собачкой может получиться просто линия или точка, но это тоже творчество. Показывайте ему свои рисунки и хвалите его. Главное делать это вместе и с увлечением. Если вы пользуетесь карандашами, то они должны быть короткими и ребристой формы, чтобы ребенку было удобно их держать.

· Вы уже начинали изучать цвета и ребенок немного знаком с основными цветами. Закрепляйте это умение: проводите краской полосы и называйте, какого они цвета. Нарисуйте радугу и назовите цвета в ней. Комментируйте, каким цветом малыш сейчас рисует. Просите ребенка подать вам фломастер нужного вам цвета.

· Изготовьте следующую игру: из картона вырежьте блюдца и к ним чашки основных цветов и их оттенков. Вначале используйте только основные цвета. Приклейте блюдца к листу бумаги. Пусть ребенок подберет к ним чашки. Пусть он подает вам чашку того цвета, который вы называете. Когда эти цвета хорошо усвоены, то добавьте в игру оттенки (года в два, два с половиной).

· Другая игра на освоение цветов: букет. Нарисуйте вазу, стебель цветка и пару листьев, сердцевину цветка. Раскрасьте все. Изготовьте по пять лепестков различных цветов и оттенков из цветной бумаги. Вы кладете один лепесток, а ребенок продолжает цветок, подбирая лепестки того же цвета.

· Начните работать печатями. Их можно вырезать из овощей, например из картошки, когда вы разрезаете ее пополам и затем делаете на каждой половине выступающий рисунок, который затем макается в краску и оставляет след на бумаге, как печать. Вы можете использовать для этого любые подходящие материалы.

· Познакомьте малыша с пластилином. В этом возрасте занятия самые простые. Вы скатываете маленькие горошинки, а ребенок прилепляет их в нужных местах рисунка, например, делая игрушки на нарисованной елке или яблочки на дереве. Или горошинка размазывается по листу, так, будто малыш проводит пальчиковой краской. Так можно сделать чешую у рыбки или лепестки у цветка.

· Продолжайте работать с музыкой. Учитесь ударять или хлопать в такт. Ставьте ребенку разные мелодии и двигайтесь под них, играйте в игру, когда вы включаете музыку, малыш танцует, а выключаете, он должен замереть.

Физические упражнения и подвижные игры

Ребенок уже достаточно автономен и подвижен и готов перейти к обычной утренней зарядке. Лучше всего выполнять упражнения под музыку, повторяя за мамой. Первое время это будет неуклюже и не так хорошо, но постепенно малыш приспособится.

1. Наклонять голову в разные стороны.

2. Разводить в стороны руки и потом обнимать себя.

3. Наклонять корпус во все стороны.

4. Приседать.

5. Качать пресс 5-6 раз.

Кроме этого для физического развития имеют значение и другие подвижные игры и упражнения.

1. Ходить на руках, когда мама держит ноги.

2. Преодолевать разные препятствия: выкладывать из лоскутков дорожки и ходить по ним, перелазить через подушки, пролазить под опрокинутыми стульями, натянутыми веревками. Строить лабиринты и тоннели. Ребенок лучше воспринимает такие задания, когда кто-то из родителей лазит вместе с ним.

3. Лазить по шведской стенке.

4. Висеть на турнике.

5. Висеть вниз головой, когда вы держите его за ноги и пытаться поднимать туловище так, чтобы достать до ног или предмета, висящего рядом.

6. Играть в догонялки.

7. Учиться ловить катящийся мяч

8. Учиться ездить на трехколесном велосипеде.

9. Подниматься и спускаться со ступеней и бордюров.

Социальное развитие

В этом возрасте малыш уже учится первым приемам ухода за собой. Также это прекрасный возраст для того, чтобы приобщить ребенка к домашним делам. Если начать делать этой сейчас, то в дальнейшем домашние обязанности не прекратятся для него в повинность, а станут привычным делом.

· Самое интересное занятие для ребенка в этом возрасте делать то, что и мама. У него, конечно, не получится так, как у вас, вернее совсем не получится, но пусть он делает вид. Вы убираете? Дайте ему тряпочку, пусть крутится рядом. Он с удовольствием помоет игрушечную посуду в тазике, постирает вещи куклы. Купите маленькую леечку и поливайте вместе домашние цветы. Пусть он повозится с кусочком теста, пока вы готовите.

· Заведите ящик, в котором будут лежать те игрушки, которыми он обычно играет. Путь он стоит на полу в детской и каждый вечер, перед сном или когда возникает необходимость, собирайте вместе разбросанные игрушки на место. Можете настроить его на то, что когда мама убирает, то он идет и складывает свои игрушки.

· Начните учиться утренним процедурам. Поставьте ребенка перед зеркалом и научите его расчесываться. Учите его самостоятельно набирать воду в ладошки и умываться. Начните чистить ему зубы. Вначале без пасты. А с 2-2.5, когда вы будете уверенны, что ребенок не проглотит пасту, используйте ее.

· Учите ребенка жалеть тех, кому больно и делиться с другими детьми игрушками и сладостями. И, прежде всего, покажите это своим примером по отношению к нему.

· Учите ребенка самостоятельно раздеваться.

· Познакомьте ребенка с настольными играми: назовите их ему и давайте играть с деталями.

В этом возрасте появляются первые дисциплинарные меры. Если поведение малыша неприемлемо, то наказание за проступки должно следовать незамедлительно. Следует помнить, что физические меры наказания недопустимы ни в каком возрасте. Вы можете, например, вывести ребенка из комнаты на несколько минут или заставить посидеть на стуле, пока он успокоится или уйти домой с площадки. Но в принципе по возможности наказаний следует избегать. Нельзя воспринимать ребенка как взрослого, не считайте большинство его проступков намеренным и злостным противлением вам.

Малыш начинает баловаться или не слушаться, потому, что чувствует себя отдельной личностью и лучше лишний раз объяснить, отвлечь или обнять и проявить любовь, чем настаивать на своем, требовать неукоснительного соблюдения правил, угрожать или сразу же наказывать.

Чаще следует менять свое поведение, чем воздействовать на ребенка.

· Если вы дома часто ругаетесь, если у вас напряженная обстановка, если вы повышаете голос на малыша или его старших братьев и сестер, если вы не имеете эмоциональной стабильности, плачете, грустите, в депрессии, то плохое поведение или истерики малыша это прямое следствие вашего состояния, так как ребенок ваше зеркало.

· Если вы в таком состоянии, что вам не до ребенка, вы постоянно заняты, он вас утомляет, вы ждете не дождетесь, когда он ляжет спать, отмахиваетесь от него и кричите «не мешай», то жать хорошего поведения не придется. Должно быть время, когда вы только с малышом, когда мама его и в детстве этого времени должно быть много.

· Мозг маленького ребенка нуждается в больших порциях новых знаний о мире, нуждается в познании. Часто его плохое поведение это результат экспериментов и познания. Не стоит ругать за такое, а также регулярно следует заниматься ранним развитием, давая ему пищу для ума, тогда ребенок намного спокойней.

· Ребенок этого возраста и вообще до четырех лет должен быть активным и подвижным. Это для него норма, поэтому раздражаться от того, что он не сидит на месте или требовать более спокойной игры глупо.

· Когда вы хотите чего-либо добиться, ребенка следует хвалить, отмечая любые сдвиги в этой области. Очень плохо, когда вы обращаете на ребенка больше внимания при его плохом поведении, чем отмечаете какой он молодец. Мудрая мама всегда отмечает только хорошее, стараясь на плохое не обращать внимания.

· Очень важно в этом возрасте допускать как можно меньше истерик и сглаживать их. Постоянная дисциплина и требования, а также частый плач расшатывают психику и формируют агрессию.

· Никогда не давайте малышу добиться чего-либо через плохое поведение иначе это быстро станет нормой и ребенок всегда будет истерить, чтобы получить желаемое.

Левша или правша?

В полтора года у ребенка определяется доминирующая рука. До этого он берет предметы обеими руками. Если он делает это левой рукой, то не поправляйте его, но сами всегда вкладывайте ему ложку и другие предметы в правую. После того, как определится предпочтительная рука, примите это как данность.

Читать книгу с начала