Эксперты рассказали, как повысить туристическую привлекательность Краснодара

31.07.2018

Мы-то привыкли считать свой город весьма привлекательным – сколько народу сюда переехало! Но будет ли он интересен для европейского, да и российского туриста?

   Фото: Юлия Симатова, «Краснодарские известия».
Фото: Юлия Симатова, «Краснодарские известия».

Что нужно изменить, чтобы туристическая привлекательность казачьей столицы была на мировом уровне? Чего нам не хватает? Об этом мы спросили наших экспертов.

Елена Васильченко, директор городского департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей:

- Конечно, наш город туристический. Мы первыми на территории края открыли муниципальный туристско-информационный центр, у нас около 300 гостиниц, девять парков, масса торгово-развлекательных центров. По торговым площадям на одного жителя мы уже перегнали Москву. К нам приезжает в год миллион туристов.

Да, 90 процентов из них едут с деловыми целями, но какая разница! В Экспоград Юг на Конгрессной, 1, в Кубань Экспоцентре на Зиповской, 5 постоянно проводятся выставки, конгрессы, деловые встречи, на которые собираются участники не только с юга России, но со всей страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Это тоже площадкимагниты, притягивающие туристов. Но нам хочется большего, тем более для этого есть все возможности. Да, Краснодар – город относительно молодой, у нас нет мощеных средневековых улиц, как в Западной Европе, нет Кремля, чем могут похвастаться города Золотого кольца.

Зато у нас выгодное географическое расположение, через краевой центр идут пути не только на Черноморское и Азовское побережья, но теперь и в Крым. К сожалению, в наших водоемах, по санитарным нормам, нельзя купаться.

К тому же Кубань-река опасная, с омутами и водоворотами. Но у нас есть места отдыха у воды, и сегодня появляются новые – например, пляж на Затоне.

Прорабатывается идея создания понтонных водоемов на глади пруда или реки с очищенной водой – что сегодня популярно в странах, где, как и у нас, стало опасно заходить в воду.

Улица Красная – визитка города.Фото: Иван Журавлев, «Краснодарские известия».
Улица Красная – визитка города.Фото: Иван Журавлев, «Краснодарские известия».


Ральф Бендиш, гендиректор фирмы «Клаас»:

- 15 лет живу в Краснодаре. За это время туристическая привлекательность города повысилась. Замечу, что и число промышленных туристов, приезжающих на наш завод, становится все больше.

Только в этом году их было около трехсот. Совсем недавно, к примеру, встречали делегацию из 47 австралийских фермеров. Город развивается, и у него есть все шансы стать туристическим центром юга России.

Однако туристической привлекательности мешают некоторые моменты, о которых говорили мои друзья и партнеры, побывавшие в нашем городе.

Первое – прибывшему в город интуристу нужно зарегистрироваться. Если он остановился в гостинице – нет проблем. Но если он сам через сайт снимает апартаменты или останавливается у знакомых – пройти регистрацию целая история.

Надо отстоять длинную очередь, потратить иной раз на бюрократическую процедуру не один день. А ведь после чемпионата мира многие иностранцы захотели посетить Россию, побывать в разных городах или прокатиться в плацкартном вагоне.

Второе – это возможность к нам добраться. В Краснодар очень мало рейсов из Европы: прилететь на выходные из Европы, как привыкли путешествовать там, очень проблематично.

А стоимость перелета с пересадкой, скажем, через Москву или Вену, сопоставима с двухнедельным отдыхом по системе «все включено» в каком-нибудь турецком отеле.

Еще одна проблема, с которой столкнется прилетевший иностранец, – это таксисты. Обычно они стоят около выхода из аэропорта и очень назойливо атакуют пассажиров, предлагая поехать в Анапу, Геленджик или еще куданибудь. А ведь это первое – и очень неблагоприятное – впечатление о Краснодаре.

Большой минус для туристической привлекательности – языковой барьер. Почему у многих иностранцев популярен ресторан кавказской кухни на Красной? Дело не только в тамошней вкусной еде – там есть меню на английском, и, что очень важно, с картинками.

В городе не хватает сувенирных магазинов с широким ассортиментом подарков. А все то, что продается в аэропорту, ограничено в выборе и очень дорого стоит.

Возможно, краевой или городской администрации следует разработать памятку для иностранцев и вручать в аэропорту или на железнодорожном вокзале: куда пойти, что посмотреть, к кому, в случае чего, обращаться. Разумеется, она должна быть на английском: с адресами, телефонами, рекомендациями на тот или иной случай. 

Расширять рейсы по миру – важная задача для повышения туристической привлекательности нашего города.Фото: Открытые источники.
Расширять рейсы по миру – важная задача для повышения туристической привлекательности нашего города.Фото: Открытые источники.

Марина Шарапова, руководитель туристско-информационного центра Краснодара:

- Один из проектов, который необходимо продолжать и развивать, – городская скульптура. Она появилась каких-то полтора десятка лет назад, и сегодня любой уважающий себя турист непременно сфотографируется рядом с собачками-«нэпманами» или казаками, пишущими письмо турецкому султану.

Такие объекты должны появляться не только на центральной, но и на других улицах. Также важно запускать туристические проекты, включающие не только пешеходные, но и автобусные маршруты. А для этого нужно развивать туристическую инфраструктуру, в том числе создание парковочных мест под экскурсионный транспорт.

А еще такой деликатный вопрос, как туалеты. Их не хватает. У нашего города замечательные возможности для развития гастрономического туризма. Это прежде всего кафе и рестораны, предлагающие национальные блюда с дегустацией.

Такие этногастрономические туры востребованы и иностранными гостями, и российскими туристами, посещающими город с разными целями. Да и краснодарцам было бы интересно. Еще одно направление с большим потенциалом – событийный туризм.

Лучше всего, если его мероприятия станут ежегодными. Когда фестивали, концерты, карнавалы проходят регулярно, в определенные месяцы и даже дни, они привлекают значительно больше гостей.

Ирина Дубовицкая, председатель Общественной организации выпускников вузов:

- Начать нужно с того, чтобы установить перед каждым памятником истории, археологии и культуры таблички. Например, в станице Елизаветинской есть два археологических памятника федерального значения: «майские курганы» времен античности и меотское городище.

И никто не знает о том, что такие памятники находятся здесь, а ведь они не менее интересны, чем раскопки где-нибудь в Греции. Взять эти два объекта, установить указатели, создать вокруг туристическую инфраструктуру – и гости города, да и сами жители обязательно хотя бы раз туда поедут.

Тем более это дорога на Крымский мост – представляете, сколько там может быть посетителей? Возможно, начать могли бы общественность и любители истории: провести там субботник, вывезти мусор, возможно, установить таблички.

Такая же история со станицей Старокорсунской, где тоже есть памятники археологии. Еще одним привлекательным для туристов направлением мог бы стать сплав на байдарках – по реке Кубань вдоль краснодарских берегов.

Инициатором его первого проведения и инструктором-проводником стал краевед Виталий Бондарь. Мы шли по течению реки, помогая веслами, причаливались на песчаных отмелях.

Очень живописные, красивые места, с интересными объектами – все это замечательный материал для проведения экскурсий.

Людмила Евграфова, гендиректор турфирмы «Л-КИМ»:

- В нашем городе иностранцы обращают внимание на такую, например, проблему, как отсутствие маленьких бутиков. Почему на Красной их не осталось, а вся торговля загнана в ТРК? Раз это пользуется спросом в цивилизованной Европе, то будет пользоваться и у нас.

Взять летние кафе: у нас на Красной точек общепита вроде много, но стоят они полупустые. Почему? Нет между ними здоровой конкуренции, прежде всего – по ценам. В туристической отрасли очень важны традиции, преемственность.

В Европе есть отели, рестораны, которым больше 100 лет, – у нас пока нет фундаментального подхода к туризму, к объектам туристической привлекательности.

Если турист спросит: куда пойти поесть, где накормят вкусней всего за 1 000 рублей, мы сможем дать ему четкий ответ? Да нет! Нет у нас ресторанов с традициями, с устоявшейся репутацией. Или вот исчез с Красной фирменный магазин кубанских вин.

А ведь это действительно была точка туристического притяжения: с советского времени водили туда гостей, оттуда везли презенты по всей стране.

А сегодня меня спрашивают, а я не могу ответить: где у нас самое вкусное пиво? кубанская колбаса? хлеб? Или знаменитые скачки на ипподроме – почему они не становятся масштабным туристическим событием?

Я убеждена: не нужно в городе много туристических маршрутов или объектов показа. Пусть их будет два, три, пять, но о них должен знать, не побоюсь этих слов, весь мир.

Лу, студентка филологического факультета КубГУ, приехала из Китая:

- Я в Краснодаре живу три года – мне здесь хорошо. Люди очень добрые и дружелюбные, всегда помогают. Но ведь в отличие от меня большинство туристов ваш очень трудный язык не знает, зато они хорошо говорят на английском. Однако в магазинах, кафе, на улицах мало кто из краснодарцев может с ними общаться – это действительно проблема, мешающая увеличить число туристов.

«КИ» также писали, что Сочи вошел в ТОП-3 по популярности у туристов во время ЧМ 2018.

Читайте "Краснодарские Известия"