Время перемен.

Замечали ли вы за своим ребенком неожиданные резкие перемены? Его вдруг словно подменили. Что случилось с ребенком и почему так произошло?

Для того, чтобы объяснить причины резких перемен, необходимо поговорить о развитии ребенка. Как вы считаете, как развивается ребенок? Плавно на протяжении всего времени становления, или периодически, то есть развитие, то его нет, или же волнообразно? Если оно идет периодами или волнами, то от чего это зависит?

Подавляющее большинство тех, кто занимался изучением развития детей, сходятся во мнении, что развитие ребенка идет неравномерно. Одни просто разделяют весь процесс развития на периоды, другие выделяют еще и небольшие временные промежутки между длительными этапами. Именно в эти маленькие промежутки и происходит большое количество перемен. Ребенок переходит на новый возрастной этап и старые способы взаимодействия с окружающим миром уже не подходят. Например, примерно в год ребенок начинает ходить, это оказывает значительное влияние на то, как он познает окружающий мир. Теперь он может достать до большего количества вещей, более уверенно передвигаться и т.д.

Итак, ребенок готов перейти к следующему этапу развития, на более высокий уровень. Для этого необходимы соответствующие изменения в ребенке. И именно в эти периоды они и происходят. Их называют "кризисные" и есть они не только у детей, но и у взрослых. Они сопровождают нас на протяжении всей жизни, просто с возрастом они приходят все реже и реже.

В каком возрасте происходят эти резкие скачки развития? Здесь важно помнить, что возраст может быть хронологическим (или паспортный) и биологическим. Соответственно, если вы наблюдаете какой-то из кризисов позже или раньше, в этом ничего страшного.

Первый кризис происходит сразу после рождения. Ребенок покидает место, где ему было тепло и уютно, где он чувствовал себя в полной безопасности, и попадает в совершенно новый мир. Завершается этот кризис комплексом оживления. Это реакция ребенка на лицо матери. Ребенок может улыбаться, тянуться к маме, самое главное, что вид мамы вызывает эмоциональный отклик у ребенка.

Следующий кризис наступает в возрасте одного года. В это время родители могут заметить, что ребенок слишком упрямый. Наступает кризис из-за того, что, с одной стороны, возможности ребенка не соответствуют его потребностям в познании мира, с другой стороны, возможности ребенка выросли, но его статус в обществе еще не изменился.

Третий кризис приходит в 3 года. Ребенок хочет принимать участие в жизни значимых для него взрослых людей, при этом у него растет интерес к себе, желание самоутвердиться. Все это выливается в негативные реакции на требования взрослого. Важно понимать, что ребенок не против того действия, которое от него требуют, он против самого требования. Дети вновь становятся очень упрямыми и их крайне сложно переубедить. Для них перестает быть важно то, что имело значение раньше (например, игрушки). Ребенок диктует всем свои правила. Это очень сложный период как в жизни ребенка, так и в жизни его родителей.

Затем следует кризис 7 лет. В привычную цепочку желание-действие включается компонент, который отражает последствия этого действия для ребенка. Ребенок старается показать себя взрослым, что-то строит из себя, манерничает. У ребенка появляется желание стать частью общественной жизни, найти себе место в социуме. Что удовлетворяется началом школьного обучения, ребенок принимает на себя новую социальную роль - школьник.

Далее следует кризис 13 лет. Он чем-то похож на кризис 3 лет, но в сфере общественной жизни. Может показаться, что он враждебно настроен, провоцирует ссоры. В это время у ребенка могут начаться проблемы с оценками в школе, может заметно снизиться продуктивность. Ребенка больше не интересует школа, его как будто ничего не интересует, он разбит. В это время происходит переход к качественно более новому мышлению. Ребенку теперь требуются доказательства, он не принимает все на веру.

И последний кризисный период, который я опишу в данной статье, это кризис 17 лет. В этот период ребенок может закрыться от всех, уйти в себя. У ребенка формируется мировоззрение и определение своего места в этом мире. Он сталкивается с необходимостью решать, кем он будет в дальнейшем, какую профессию выберет. Все это является очень сложными задачами и может привести к развитию тревожности. Необходимо помочь ребенку не закрыться в себе, а найти баланс между общественной жизнью и уходом в себя.

Получилась такая обзорная статья. Надеюсь, понимание причин тех изменений, которые происходят в вашем ребенке, поможет вам понять и самого ребенка. В дальнейшем мы обязательно рассмотрим тему развития более подробно, с описанием не только кризисов, но и остальных периодов, а так же с рекомендациями по работе с ребенком на каждом этапе.