33 подписчика

Пустые магазины от Ухани до Милана... это не паника, а рациональные действия

19K прочитали

Европейские телевидение и газеты транслируют пустые полки супермаркетов и объясняют, что это панический эффект от коронавируса (интересно что я не заметил данной новости в отечественных СМИ). Однако, если вы посмотрите на поведение покупателей с научной точки зрения, окажется что это далеко не паника. Прежде всего, это рациональный ответ на проблему. По крайней мере, так считают ученые.

Европейские телевидение и газеты транслируют пустые полки супермаркетов и объясняют, что это панический эффект от коронавируса (интересно что я не заметил данной новости в отечественных СМИ).

Паника по магазинам

Журналисты из польского издания Polstat News взяли интервью у жителей Италии, люди сообщают об отсутствии яиц, макарон и рыбы. Пресс-служба сообщает, что распроданны даже пылезащитные маски из строительных магазинов...

В свою очередь «South China Monrning Post» (англоязычное издание Гонконга) сообщает, что "атака" на магазины и скупка туалетной бумаги является проявлением «преувеличения и стадного мышления.» Газета даже поддерживает мнение клинических психологов, объясняя, что это всего лишь реакция людей, пытающихся вернуть себе контроль над привычной реальностью.

Стоит обратить внимание на интересном факте: Оба автора не согласны с тем что: «люди сошли с ума и покупают все». Никто не оспаривает, что магазины в странах с эпидемией SARS-CoV-2 фактически пусты. Скорее, речь идет о том, чтобы показать подобные покупки в панике - не как бессмысленное действие.

Реакция на катастрофу

- Паника является одним из наиболее часто неправильно понятых и неправильно истолкованных человеческих поступков. Обычный и нереалистичный подход заключается в том, чтобы рассматривать это явление как иррациональное поведение в состоянии неконтролируемого страха. Считается, что перед лицом катастрофы нить, связывающая наше общество, разрушается, и все нормы перестают иметь значение. Такой очень голливудский хаос  - объясняют проф. Дэвид А. Сэвидж, лектор по поведенческой экономике в Университете Ньюкасла и проф. Бенно Торглер, экономист Квинслендского технологического университета.

 По мнению этих исследователей, современная наука и опыт, лежащий в ее основе, заставляют нас отвергать идею «синдрома бедствия», описанную выше, когда мы имеем дело с массовой паникой. В случае реальных трагедий люди стараются быть верными обязательным правилам поведения, таким как мораль, лояльность и уважение к закону и обычаям.

Планирование заранее

Если это не паника, что мы видим на экранах телевизоров? Люди отличаются от животных тем, что могут предвидеть возникновение опасности и стараться к ней заранее подготовиться. Коронавирус, который вышел из Китая и начинает сверепствовать по всему миру, быстро достиг стандартного представления о катастрофе благодаря непрерывному потоку информации.

Вид пустых улицы вымершего города Ухань, где люди боятся выходить из дома из-за страха заражения, естественно, побуждает нас готовиться к аналогичному сценарию в нашем собственном городе. И на самом деле, как повторяют профессора Торглер и Сэвидж, пополнение запасов позволяет нам вновь обрести чувство контроля над собственной жизнью.

- Это логический процесс мышления: если в моем районе появится вирус, я захочу снизить риск и отгородиться от других людей. Чем больше проявляется угроза, тем сильнее можно ожидать реакции. Если мы знаем, что инкубационный период вируса составляет около 2 недель, то мы хотим быть готовыми хотя бы к этим 14 дням изоляции - говорят ученые . 

Подготовка к периоду изоляции - это не результат иррационального страха, а механизмы выживания, заложенные в нас. Наши предки должны были быть в состоянии подготовиться к суровой зиме, плохому урожаю или эпидемии. Они не могли рассчитывать на помощь технологий, существующих сегодня. Запасливость - хорошая вещь. Это показывает, что граждане не беспомощны, они реагируют на внешние обстоятельства, при этом предвидят и планируют запасы.

- Отчасти это поведение проистекает из обособленности, отчасти это проявление стадного поведения. Мы просто пытаемся подражать другим - признаются Торглер и Сэвидж.

Преувеличение и значение эмоций в кризисе

Природа бедствий предусматривает тот факт, что они подвержены высокой степени неопределенности. Большинство эпидемий толкает нас основываться на восприятии угрозы, а не на фактическом знании о них. Результат - преувеличение. Мы не хотим рисковать, поэтому купим больше запасов еды. Мы боимся, что одной пачки масок не хватит, мы купим три. Незнание ответа на вопрос "сколько времени мы проведем в изоляции?" заставляет нас делать больше запасов. Это естественная реакция рационального человека, который хочет гарантировать выживание своей собственной семьи.

Опустошение магазинов может показаться иррациональными эмоциями. Но эмоции не иррациональны. Благодаря им нам легче решить, на чем сосредоточиться. Эмоции позволяют каждому из нас дольше заниматься определенной темой, больше заботиться о различных вопросах и проявлять большую устойчивость. Это инстинктивный элемент человеческого поведения, который часто упускается из виду, когда мы хотим понять чью-то мотивацию. Это, безусловно, не учитывается менеджерами магазинов, которые нк могут справиться с внезапным ростом интереса к продуктам питания и личной гигиене. Система розничной торговли не устойчива к колебаниям, вызванным стихийными бедствиями, поэтому у нас появляются пустые полки.

Радует что в "зараженных странах" магазины не стали "наживаться на горе"... Думаю у нас увеличение цен неменуемо... Вспомните хотя бы наводнение в Иркутской области, за день цены вырасли в разы...