Александр Мисько: Интернет открывает музыканту доступ к мировой сцене

Александр Мисько – 20-летний музыкант из Краснодара, покоривший интернет своей игрой на гитаре в технике fingerstyle (при которой звук извлекается пальцами одной руки), выпустил два альбома авторских песен и побывал с сольными концертами в Германии, Польше, Италии, Китае. О том, как студенту-лингвисту удалось покорить публику со всего мира, а также о продвижении, роли музыкального образования для исполнителя и возможностях зарабатывать творчеством Александр Мисько рассказал сайту «Деловая газета.Юг».

- С чего начался твой музыкальный путь? Почему остановился на fingerstyle?

- Начинал с уроков классической гитары, которую родители подарили мне на Новый год. Я не был хорошим учеником, занимался в свое удовольствие, что-то параллельно изучал сам. Через три года я познакомился с fingerstyle в интернете, конкретнее, с творчеством Дона Росса, канадского гитариста. Меня очень впечатлила скорее даже не техника, а музыка. Эти произведения оказали на меня влияние, я сразу ринулся разбирать эту музыку. Мой учитель, как классический гитарист, уже не мог мне помочь в этом. Здесь требуется другое мышление. После этого я перестал заниматься с преподавателем и начал учиться сам.

- Три года назад твой ролик на YouTube набрал более миллиона просмотров, ты стал участником программы «Вечерний Ургант». Изменило ли это твою жизнь?

- Это был первый успех. Было приятно, потому что приглашение было совершенно не проплачено, просто звонок с просьбой приехать. Но какого-то продвижения это не дало, и не могло дать, потому что это было одно появление после 11 часов вечера. Хоть это и федеральное телевидение, но для того, чтобы получить хоть какую-то популярность, нужно появляться пару недель подряд в каких-нибудь «Танцах со звездами». За один раз ничего не случится, каким бы ты не был супергероем.

- Как начинал выступать с концертами за границей? Самостоятельно организуешь свои выступления?

- Все связано с продвижением в интернете, без него ничего бы этого не было. Все его платформы, YouTube, Facebook, Instagram дают выход на международную арену. Ты не привязан к рамкам своего города, где в этой музыке заинтересованы 40 человек. Даже не привязан к рамкам России. У тебя в распоряжении весь мир. Несмотря на то, что это андеграунд, в рамках мирового пространства есть люди, которые это слушают. По мере того, как ты развиваешься, вокруг тебя собираются правильные люди, которые готовы помогать тебе в этом деле. Когда какие-то ролики выстреливают, поступают предложения от организаторов. При чем это могут быть необязательно фирмы, компании, агентства. Это могут быть просто доброжелатели, которым небезразлична твоя музыка и у которых есть связи и опыт в организации подобных концертах. По факту, так концерты и организовываются. Ты знаешь, что тебя встретят, чаще всего оплатят перелеты и прочие затраты, и в итоге ты соберешь минимум 80 человек, может и до 150 доходить. Надо понимать, что в рамках этого жанра это хорошо. Но нужны люди, нужны связи, нужно чтобы кто-то тебе в этом помогал.

- Кто занимается твоим продвижением? Есть ли у тебя своя команда, продюсер?

- Продвижением в прямом смысле этого слова никто не занимается. Продюсера, который вкладывал бы в меня деньги, у меня нет, потому что я сам вкладываю в себя деньги. Нет человека, который говорил бы мне, что делать, как выглядеть, что играть, как часто выкладывать что-то. Да, есть менеджмент, который занимается букингом. Когда приходят предложения, то чаще всего не я разбираюсь, как туда добраться, какие издержки. По факту, моя команда – это люди, которые могут помочь мне с организацией, дать совет. Но большую часть я делаю сам – записываюсь в студии, монтирую ролики и прочее. Сейчас мне невыгодно иметь что-то больше, путешествовать не одному. Не в этом жанре.

- То есть реально в этом жанре раскрутить себя без помощи продюсера?

- Это реально. Конечно, надо много работать. Я не верю в талант и считаю, что каждый может достичь желаемого, если уделять этому достаточно часов в день. Это касается не только музыки. И нужна удача. Продюсер, наоборот, я считаю, в этом жанре даже вреден, это слишком коммерциализировано. Мне невыгодно становиться коммерческим, так как я, в первую очередь, стараюсь авторскую музыку продвигать. В этом плане я ограничен несмотря на то, что пытаюсь писать музыку достаточно доступно. Прекрасно понимаю, что это андеграунд, это не то, что будут показывать по телевизору в прайм-тайм, поэтому глупо рассчитывать на какие-то миллионы рублей. О продюсерах в России вообще говорить не приходится, я не получал здесь предложений. За рубежом с этим лучше, но там продюсером, чаще всего, выступает менеджер. Или мама. То есть человек, который понимает, что ты делаешь. Продюсеры зачастую не понимают.

- Почему не выбрал музыкальное образование, а остановился на лингвистике?

- Это связано с тем, что я никогда не думал, что музыка для меня станет чем-то большим, чем хобби. Не было планов на профессиональную карьеру в этой области. Если бы я поступал не в 2015 году, а в этом, то у меня были бы другие мысли, в том числе, поступать ли. На тот момент я думал, раз мне интересны языки, пойду изучать лингвистику. Сейчас получение лингвистического образования для меня важно потому что, ко всему прочему, это практика языка. Жанр, в котором я выступаю, предполагает общение с публикой. Ты рассказываешь о произведении, шутишь, взаимодействуешь с аудиторией на равных, как будто нет границ между публикой и исполнителем. В этом знание языков очень помогает.

- Считаешь ли ты, что для музыканта наличие профессионального образования не важно?

- Сложный вопрос. Это зависит от того, какую музыку ты играешь. Если ты классический музыкант, эти знания очень важны, тут не отвертеться. Считаю, любому музыканту нужны хотя бы минимальные знания. Все остальное, что идет дальше базы, полезно в том случае, если музыкант находит этому применение в своем творчестве, иначе даже знание нот бывает бессмысленным. В авторской музыке ты пишешь то, что тебе приятно на слух, не задумываясь о тех же нотах. Думаю, если ты делаешь что-то уникальное, то неважно, есть ли у тебя профессиональное образование, или нет. Точно так же наличия музыкального образования бывает недостаточно, чтобы снимать успешные ролики. Нужно понимать конъектуру рынка, как работают в этой сфере другие люди, как привлечь аудиторию и много факторов, которые приходят с опытом, но напрямую от музыкального образования никак не зависят.

- Альбомы выпускаешь за счет собственных средств? Доходы от продаж покрывают затраты?

- Да, конечно, записываю за счет своих средств, когда у меня накапливается материал. Альбом – это важный этап творчества для меня, некий результат труда за последние два года, который я презентую людям. Само собой, это окупается, но не сразу. Надо понимать, что сам факт выпуска альбома ничего не значит, сейчас сделать это может каждый. Найдет ли альбом обратную связь с публикой - другой вопрос. Это продукт, который люди захотят получить в том случае, если твое творчество уже нравится. После концерта люди покупают диски не потому, что это сейчас актуально, а потому, что это сувенир. И очень важно то, что ты можешь что-то оставить людям после себя. Что касается музыки в интернете, то это еще один способ поддержи музыканта, вполне легальный и честный.

- В ближайшее время планируешь записать третий сольный альбом?

- Второй альбом оказался суперуспешным, поэтому с ним я еще долго буду гастролировать. Материал для третьего альбома потихоньку пишется, спешить с этим точно смысла нет, хотя и хочется. Понимаю, что еще больше интерес публики нужно подогреть перед его выпуском. Ориентировочно ставлю даты осень-зима следующего года.

- Гонорары от концертной деятельности, продажи альбомов позволяют тебе сегодня не задумываться о дополнительных источниках дохода, а зарабатывать непосредственно творчеством?

- Я долго к этому шел, но сейчас я могу сказать, что да, это так. Работая в офисе, ты точно знаешь, что получишь в конце месяца свои деньги. В музыке же все менее стабильно. Но чем больше ты работаешь, тем легче тебе жить. Если ты музыкант, это еще не значит, что ты выпустил один альбом и сидишь в ожидании прибыли, вовсе не так. Параллельно с этим ты можешь давать скайп-уроки, выступать. Есть музыканты, играющие в свободное время в ресторанах, даже на свадьбах в составе кавер-бэнда. И я в свое время этим занимался. Источников дохода можно найти множество. Сейчас, к счастью, я могу заниматься тем, чем хочу. Мне не нужно размениваться на свадьбы или корпоративы, искать дополнительный доход такого формата, надеюсь, этот период у меня закончился. На сегодняшний день я могу вкладывать свое время и энергию максимально эффективно, при этом не волноваться, что мне будет нечем платить за квартиру.

- В какой стране стиль fingerstyle более востребован у зрителя? Недавно ты вернулся из тура по Китаю. Как местная публика встретила такой достаточно нетрадиционный стиль игры на гитаре?

- Эту музыку можно считать универсальной для любой страны. При этом есть и любители стиля, есть и хейтеры, но на концерты в любом случае приходят люди понимающие. В этом плане в Китае никаких проблем не было. Отношение людей к тебе там очень приятное. Есть страны, где очень хороший рынок fingerstyle, например, Германия и Китай, несмотря на то, что корни идут из США и Канады. Но и в этих странах тоже есть своя публика, она воспитывалась старшим поколением гитаристов, которые приезжали туда с концертами много лет. Во многом понимание такой музыки зависит и от менталитета страны. В России, допустим, эта музыка не очень близка людям в силу культурного восприятия. У нас больше ценят мелодию. Сам факт того, что эта музыка без вокала, уже отрезает огромное количество людей, которые возможно это слушали бы. Для России это еще слишком новое направление.

- Возможно ли в принципе развитие такой музыки в нашей стране?

- Хочется верить, что да.

- На кого рассчитано твое творчество? Кто твоя основная аудитория?

- Моя главная цель – выходить на обычных людей, не связанных с музыкой. Сейчас, к сожалению, этот стиль не может выбраться из болота «музыка для музыканта». Когда гитарист играет для другого гитариста, не всегда есть хорошо. В конечном итоге мне хочется выйти на более широкую аудиторию, насколько это возможно в рамках этого жанра.

- Есть ли планы открыть свою школу игры на гитаре?

- Конкретно о школе я не думал. Если это и будет школа, то не физическое строение, это будет некий сайт с подпиской, вебинарами. Открывать школу в классическом ее понимании смысла нет, потому что ты опять же ограничиваешь себя определенной территорией, Краснодаром, допустим. Что касается обучения, сейчас я даю скайп-уроки, но, к сожалению, нерегулярно из-за всех поездок. Есть идея записать полноценные курсы, в формате видеофильма с разборами сложных моментов, технических аспектов, просто рассказами о философии этого направления музыки. Но пока времени на это не найду.