Идея для бизнеса: можно ли заработать на прокате электросамокатов и велосипедов

Волна популярности проката электросамокатов (помимо обычных самокатов и велосипедов) захватила Штаты и Европу. Трудности организации и роста этого бизнеса были довольно быстро преодолены, и появилась целая обойма «самокатских» шеринговых сервисов.

Как у них…

Например, Bird и Lime — в Калифорнии. Там арендовать электросамокат можно в среднем всего за доллар, и плюс 15 центов за каждую минуту аренды. Причем, используя GPS, блютуз и фирменные мобильные приложения, отдельный самокат можно не возвращать куда–то конкретно, а бросать где угодно, как в случае каршеринга.

Название краткосрочной аренды автомобиля прозвучало неслучайно. Потому что этой весной московский каршеринг «Делимобиль» (кстати, эта компания уже присутствует в Краснодаре) запустил в столице «Делисамокат» — сервис краткосрочной аренды электросамокатов. На момент запуска были доступны 1650 самокатов в 25 точках выдачи и возврата (зачастую это не стационарное помещение, а закрытый автоприцеп, который можно парковать в том или ином месте). Приложение «Делисамокат» есть для iOS– и Android–смартфонов. В открытой печати отыскал информацию, что основатель «Делимобиля» Винченцо Трани завил, что «…до конца 2019 года парк будет пополнен уже до 16 тыс. самокатов».

«Делисамокат» оказался первым, но до конца весны в Москве появились аналогичные сервисы от «Самокат шеринг» и YouDrive Lite. Расценки у всех конкурентов практически одинаковы. Варианты оплаты — поминутно, час (100 рублей) или день (450 рублей). И самое важное, что в московском сервисе «Делисамокат» на сегодняшний день зарегистрировалось свыше 30 тыс. пользователей. Плюс клиенты «Делимобиля» (а это более 600 тыс. москвичей) могут пользоваться «Делисамокатом» без дополнительной регистрации. Вот это рынок!..

А как у нас…

Прокат велосипедов в Краснодаре существует уже несколько лет. По крайней мере, автору памятны велосипеды уникальной конструкции, которые он брал на Красной (на площади перед ЗСК), памятны и велопрогулки на арендованной технике по «Солнечному острову». Что касается электросамокатов и электроскутеров, то еще в прошлом летнем сезоне они воспринимались как экзотика, как «игрушки» для «золотой» молодежи (обыкновенная молодежь все еще «сидела» на скейтбордах и маунтин–байках). С началом этого теплого сезона интерес к электосамокатам лавинообразный. В окрестностях стадиона «Краснодар» действуют — по разным оценкам — от пяти до восьми официальных пунктов проката персонального электротранспорта. Географическая концентрация имеет объяснение. Еще года не прошло, как был открыт парк рядом со стадионом, который красотой и уникальными архитектурно–ландшафтными решениями соперничает со столичным парком «Зарядье». Стадион и парк до сих пор привлекают огромное количество горожан и гостей южной столицы, и многим из них комфортнее передвигаться по огромным пространствам не на своих двоих, а на колесах и …колесиках.

Приведем краснодарские расценки за час аренды: детский велосипед — 100 рублей; взрослый велосипед — 150 рублей; просто самокат — 100 рублей; электровелосипед или электросамокат — 450 рублей. Предлагаются и электроскутеры, но их мало, стоимость аренды дорогая, ездить по парку нельзя. Как видите, цены пока намного выше московских. Но это пока…

Чтобы организовать пункт проката, по словам собственника «Велопроката «Стадион» Андрея Зинченко, необходимо порядка 500 млн рублей. Техника может быть как собственная, так и арендованная. В этом сезоне в тренде электросамокаты и электроскутеры — скажем так, новые гаджеты. В «Велопрокате «Стадион» 20 единиц техники, и ее не всегда хватает. Да, очередей нет, но и простоя техники в гараже тоже. «Здесь много конкурентов. В микрорайоне «Панорама» — восемь пунктов проката велосипедов и электросамокатов. У меня — 20 единиц техники, и давайте примем, что это — средний парк. Получается, что одновременно могут кататься около 200 человек», — рассказывает Андрей Зинченко.

По соседству, буквально дверь в дверь, — велопрокат «Лето», на балансе которого находятся 30 велосипедов, включая детские, 9 электросамокатов и один электроскутер. Все новое. При этом средняя стоимость единицы техники порядка 30 тыс. рублей. «За 6 или 10 тыс. рублей я бы никогда в жизни не купил велосипед, и в нашем прокате нет ни одного велосипеда за 10 тыс. рублей! То же касается и электросамокатов, приличные модели начинаются от 30 тыс. рублей в рознице. Кстати, это довольно многочисленная категория клиентов, которые берут в прокат разные модели и, проще говоря, тестируют их перед возможной покупкой», — рассказывает Александр Жидков, управляющий велопроката «Лето».

По подсчетам прокатчиков, бизнес рентабельный. По средним подсчетам выход «в ноль» происходит после 15 часов работы техники, то есть за первый сезон возможно отбить все инвестиции, а уже во второй — начать зарабатывать.

Что день грядущий нам готовит?!

Предполагаю, что в ближайшее время, возможно, в следующем летнем сезоне, краснодарский рынок проката вело– и электротехники будет укрупняться. Вместо (или рядом) с ИП появятся два–три крупных игрока. По крайней мере, легко предположить, что уже пришедший в Краснодар «Делимобиль» «приведет», воспользовавшись московским опытом, «Делисамокат». А там и другие гранды сервиса велошеринга подтянутся.

В Краснодаре пропишется столичная практика, когда электросамокат можно взять в аренду через программу в смартфоне, оплатить банковской картой, оставить в любом месте
города. А дальше, через несколько лет, интерес к обладанию собственным автомобилем может просто угаснуть. Потому что слишком много альтернатив появится. Такси — по крайней мере интернет–агрегаторы типа Gett, Uber, Яндекс. Такси — довольно дешевы. К нынешним двум игрокам краснодарского каршеринга добавятся новые, а количество машин для краткосрочной аренды будет расти. Плюс — общественный транспорт, плюс — прокат электросамокатов и электровелосипедов. Наше будущее не в собственности, а в аренде.