Город Героев. Первый Герой. Анатолий Ляпидевский.

Первыми Героями Советского Союза в апреле 1934 года стали семеро лётчиков, участвовавших в спасении "Челюскинцев". Медаль "Золотая Звезда" №1 получил Анатолий Васильевич Ляпидевский (об остальных Героях из первой "семерки" и о самом героическом спасении "Челюскинцев" в следующих статьях).

Вот некоторые факты из "дочелюскинской" биографии Анатолия Ляпидевского: 1908 года рождения, русский, уроженец Краснодарского края. В 1926 году пошёл в армию (в 18 лет). В 1927 году окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА (ныне «Военно-космическая Краснознамённая академия имени А. Ф. Можайского» - готовит офицеров Космических Войск ВКС!!!). В 1928 году - Севастопольскую школу морских лётчиков. Затем служба в ВВС Балтийского Флота, далее на должности лётчика-инструктора в Ейской школе морских лётчиков. Хочу отметить! Ляпидевский - Морской лётчик!!! Если проводить аналогию, то морские лётчики в авиации - это как бразильцы в футболе или канадцы в хоккее!!! Морская же авиация в целом и славное Ейское высшее военное авиационное училище им. Комарова в частности успешно ликвидированы в 2011 году в ходе всем известных реформ. Ну это так...к слову. Ляпидевский же в 1933 году ушёл в запас, прослужив 7 лет фактически на срочке (а это к нытью о том идти служить или нет 1 или 2 года).

Далее устроился на работу в вновь создаваемый из разрозненых частей единый Гражданский Воздушный Флот, в Дальневосточное его управление. Это сейчас все валят с Дальнего Востока, а раньше наоборот все ехали его осваивать. Затем перевелся ещё дальше! В также вновь созданное управление Главсевморпути. Обеспечивать навигацию по Северному морскому пути. Как раз в это время и произошли события, обессмертевшие имена первых Героев!

3 февраля 1934 годы был получен сигнал бедствия с Чукотского моря от команды парохода "Челюскин". Для оказания помощи, терпящим бедствие морякам, незамедлительно была создана спецкомиссия во главе с Куйбышевым. По её приказу все мало-мальски опытные лётчики Дальнего Востока были переброшены на Чукотку. Базой спасательной операции стал посёлок Уэлен на мысе Дежнёва. Экипаж Ляпидевского на самолёте АНТ-4, в течении месяца,совершил 29 вылетов прежде, чем впервые смог обноружить лагерь "Челюскинцев". Кроме того, они ещё и умудрились благополучно приземлиться на подготовленную моряками площадку (примерно 400 на 150 метров). Это примерно также, как попасть камнем в открытую форточку верхнего этажа не разбив окно.

Итог этого вылета: со льдины было вывезено 12 человек, было доставлено продовольствие и батареи к радостанции, было установленно точное местонахождение лагеря "Челюскинцев", установлено в каком они состоянии, и самое главное установлено что на льдину можно приземлиться и можно с неё взлететь!

Пару слов об окружающей обстановке. Была зима. Постоянная непогода. Метели. Холод около 40 градусов. Не было времени на тщательнуюю подготовку и отдых. Льдины постоянно двигаются. Так что каждый день для моряков мог стать последним. Кроме того, самолёты 30-х годов это, грубо выражаясь, куски фанеры с двигателями. Никакой электроники, никакого отопления, ни спутниковой навигации, ни радаров,ни радиосвязи. Ориентирование осуществлялось по компасу и бумажной карте. Чукотка и сейчас ещё тот медвежий угол, а тогда тем более.

В дальнейшем в спасательной операции Ляпидевский участия не принимал, так как в одном из вылетов попал в аварию.На момент совершения подвига ему было почти 26 лет.

Героям все двери открыты! В 1935 году Ляпидевский вернулся в армию. С 1935 по 1939 года учился в Военно-воздушной академии РККА на инженерном факультете ( Военно-воздушной академии имени Жуковского, ликвидирована в 2011 году).

Затем занимал различные должности в авиации и авиационной промышленности.

В 1939 году во вновь созданный, после обобщения итогов боев в Испании, Народный Комиссариат Авиационной Промышленности на должность замначальника Главной Инспекции (проверка качества работы авиазаводов). После начальником в 8-й отдел ЦАГИ - Центрального АэроДинамического Института (испытание самолётов, выевление недостатков и их устранение).

С 1940 года директор 156, 166, 288 авиационных заводов. В 1941 году руководил в самый сложный период - период эвакуации производства из Москвы в Омск. За время войны омский авиазавод №166 изготовил 80 бомберов Ту-2 и около 3500 тысяч истребителей Як-9. Позже завод №166 переростет в ПО "Полет", куда в наше время перебрасывают производстся ракет-носителей "Ангара" из Москвы (в прошлый раз бежали от немцев, а в этот от застройщиков). В 1942 году начальник 4 отдела НИИ ВВС(курировал вопросы навигации, испытания аэронавигационного оборудывания) ныне Государственный лётно-испытательный центр им. Чкалова г. Ахтубинск.

С 1942 по 1943 год воевал на Карельском фронте. Сначала зам. по тылу командующего авиацией 19-й армии(район Кандалакши), затем начальник полевого ремонта 7-й Воздушной Армии ( армия действовали на фронте от Ладоги до Мурманска). На нём был ремонт нескольких сотен машин, в том числе получивших повреждения в бою. И это в условиях севера.

С 1943 по 1945 был директором опытного завода ОКБ Туполева (т.е. на этом заводе производились первые предсерийные образцы вновь сконструированных машин Туполева).

В 1945-1949 годах работал главным контролёром Госконтроля СССР. Понять важность этого органа можно только по тому, что его в разное время возглавляли такие личности, как Мехлис и Меркулов.Недолго был замминистра авиационной промышленности Хрунчева. В 1946 присвоено звание генерал-майора.

В 1949-1961 годах возглавлял авиазавод №25 (далее КБ-25, а ныне Всероссийский НИИ автоматики им. Духова). Предприятие занималось производством ядерных боеприпасов, оборудования для атомных реакторов и атомной промышленности.

В 1962—1983 годах работал ОКБ Микояна на должнастях ведущего инженера, ведущего конструктора и заместителя главного инженера по капитальному строительству. Участвовал в разработке дальнего перехватчика МиГ-25 и истребителя-бомбардировщика Миг-27(до сих пор стоит на вооружении Индии).

Умер Анатолий Васильевич 29 апреля 1983 года. Последним из первой семерки Героев.

Вот такая вот личность. Вот такой вот Первый Герой.