Один из самых красивых автобусов СССР – ЗИС-16

22.06.2018

Необходимость в создании более современного автобуса, чем ЗИС-8, привела к появлению нового городского автобуса обтекаемой формы ЗИС-16, который разработали заводские кузовщики: И. Ф. Герман, Н. И. Францев, Р. Г. Пископпель и другие.

При этом у проектировщиков уже зрела идея конструкции совершенно нового цельнометаллического автобуса вагонного типа, на шасси нового грузовика ЗИС-15, так что ЗИС-16 отводилась роль временной, переходной модели. Кроме того, производственные возможности кузовного отдела уже давно перестали удовлетворять возросшие потребности страны в городских автобусах, поэтому на заводе, в процессе второй реконструкции, возводился новый кузовной цех. И первой его продукцией должен был стать именно ЗИС-16.

Опытные ЗИС-16
Опытные ЗИС-16
Опытные ЗИС-16
Опытные ЗИС-16

Несмотря на кузов новой обтекаемой формы, принципиально автобус ЗИС-16 мало чем отличался от своего предшественника: то же удлиненное рамное шасси, унифицированное с грузовиком 3I1C-5; тот же деревянный каркас кузова, довольно быстро расшатывающийся в процессе эксплуатации и быстро приходящий в негодность. Новым в автобусе, пожалуй, был только двигатель увеличенной мощности.

Поскольку собственная масса кузова возросла (красота требовала жертв!), то, чтобы удержать эксплуатационные характеристики автобуса на прежнем уровне, пришлось повысить мощность двигателя с 73 до 85 л.с. за счет увеличения степени сжатия и изменения фаз газораспределения.

Поточное производство автобусов ЗИС-16 в новом кузовном корпусе началось в 1938 г. «Временная» конструкция выпускалась несколько лет, изготовление ЗИС-16 было прекращено в середине 1941 г. из-за начавшейся войны. Официально было изготовлено 3248 автобусов ЗИС-16.

С началом ВОВ многие городские автобусы переделывались в санитарные, получившие наименование ЗИС-16С. У таких автобусов переоборудовался салон (снималась часть сидений, и устанавливались носилки в несколько ярусов), и подрезалась задняя юбка кузова для увеличения проходимости по грунтовым дорогам.